Facebook Inc и Google согласились скооперироваться и помогать друг другу в деле об антимонопольном расследовании онлайн-рекламы, сообщает The Wall Street Journal.
Иск против Google подали 16 декабря 10 американских штатов во главе с Техасом. Генеральные прокуроры — республиканцы полагают, что Google и Facebook заключили соглашение, по которому соцсеть согласилась не конкурировать с инструментами онлайн-рекламы Google в обмен на особое преференциальное отношение к ним при их использовании. По мнению истцов, преференции Facebook мог получить в ходе аукционов на размещении онлайн-рекламы, которые проводит поисковик.
Как следует из текста иска, Google использовала в качестве кодового названия сделки фразу из «Звездных войн» — «Синий джейдай». Согласно исковому заявлению, Google и Facebook знали, что их соглашение может привести к антимонопольному расследованию, и обсуждали вопрос о том, как им урегулировать эту проблему.
Текст иска менялся два раза. В проектном варианте указаны некоторые положения сделки между IT-гигантами. В них, в частности, говорится, что компании будут «сотрудничать и помогать друг другу в реагировании на любые антимонопольные действия», а также «оперативно и в полном объеме информировать другую сторону о любых сообщениях правительства, которые связаны с соглашением».
В самом Google говорят, что такие соглашения о порядке действий при возбуждении антимонопольных дел встречаются достаточно часто. Там называют неточными формулировки, которые указаны в иске прокуроров. В корпорации указали, что не занимаются манипуляциями на торгах.
Как указывает The Wall Street Journal, в итоговом тексте иска не упоминается главный исполнительный директор Facebook Шерил Сандберг. В первоначальной версии документа говорилось, что она от имени компании заключила сделку с Google. К черновому варианту искового заявления прилагалось электронное письмо, в котором женщина сообщала об этом гендиректору Марку Цукербергу и другим руководителям. «Это большая стратегическая сделка», — характеризовала соглашение Сандберг.
Как и Google, Facebook оспорил указанные в иске обвинения, заявив, что заключенные соглашения о проведении торгов по размещению рекламы способствуют выбору и создают явные преимущества для рекламодателей, издателей и малого бизнеса. «Любое утверждение, что это вредит конкуренции, а также любые предположения о неправомерном поведении со стороны Facebook — необоснованны», — заявил представитель Facebook.
В окончательном варианте иска нет также подробностей о цене сделки. В черновом же варианте говорилось, что, начиная с четвертого года действия сделки, Facebook должен будет тратить минимум $500 млн ежегодно на торги на размещение рекламы, которые проводит Google. «Facebook должен выиграть фиксированный процент от этих аукционов», — говорится в проекте .
При этом, если верить первоначальному тексту иска, во внутренних документах Facebook сделка описана как «относительно дешевая» по сравнению с перспективами прямой конкуренцией. А в презентации для внутреннего пользования Google указано, что если компания не сможет избежать конкуренции с соцсетью, она будет сотрудничать, чтобы поддерживать свои конкурентные преимущества. В отредактированный иск, поданный на прошлой неделе, эти цитаты не включили.
Согласно черновому варианту иска, у руководителей Google давно вызывала обеспокоенность перспектива конкуренции со стороны Facebook и других крупных IT-компаний. В презентации для внутреннего пользования в октябре 2016 года один из сотрудников заявил: «чтобы остановить этих ребят от проведения аукциона на показ рекламы, нам, вероятно, следует предусмотреть что-то более агрессивное». В итоговом исковом заявлении об этих опасениях тоже говорится, но точных цитат нет.
В изначальном варианте приводится и внутренняя переписка корпорации за ноябрь 2017 года. Тогда уже начали обсуждать потенциальное партнёрство с Facebook. Конечной целью там называли «сотрудничество для сохранения status quo». В итоговом тексте иска об этом тоже указано, но точные цитаты исключены.
По мере того, как обе стороны приближались к соглашению, переговорная команда Facebook направила Цукербергу письмо, в котором говорится, что компания столкнулась с вариантами: «профинансировать еще сотни инженеров» и потратить миллиарды долларов, чтобы в конечном итоге всё равно выйти из бизнеса, или заключить сделку с Google. Согласно первоначальному тексту иска, Цукерберг хотел посовещаться, прежде чем принимать решение. Эти детали тоже не фигурируют в заявлении, поданном на прошлой неделе. Цукерберг там вообще упоминается только один раз.
В течение многих лет критика империи онлайн-рекламы Google концентрировалась на том, как компания использовала свои влиятельные платформы для работы с потребителями. Речь шла о поисковике и видеосервисе YouTube. Критика уверены: корпорация делает это для того, чтобы подмять под себя еще один прибыльный, но менее заметный бизнес — разработку программного обеспечения, которое выступает в качестве промежуточного звена при покупке и продаже рекламы в Интернете.
Теперь критики получили очередной аргумент — компания заключила сделку именно с тем самым «промежуточным звеном», выступающим в роли конкурента. Штаты в своём иске называют Facebook «самой большой потенциальной конкурентной угрозой Google».
Такие действия представляют ещё и потенциальный юридический риск. По американскому законодательству, соглашения о фиксировании цен доказать проще, чем другое обвинение в адрес компании — поддержание незаконной монополии со стороны Google. Соответствующий иск подали уже 38 американских штатов, буквально через пару дней после предыдущего заявления. В нём генеральные прокуроры утверждают, что Google сохраняет доминирующее положение на рынке интернет-поисковиков через антиконкурентное поведение, заключая антиконкурентные соглашения. А с октября с обвинениями в монополизации корпорацию пытается засудить ещё и американский Минюст.