Депутаты нижней палаты рассмотрели и приняли во втором чтении законопроект, который вносит поправки в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий). Документ, в частности, обязывает оператора связи предоставлять данные о мобильной геолокации абонента без решения суда для оперативного поиска пропавших людей.
Ко второму чтению в законопроект внесли поправки, которые определяют, в каких случаях полиция сможет запрашивать данные о геолокации.
«В случае получения сообщения о без вести пропавшем лице на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица», – говорится в законопроекте.
Также в течение суток полиция должна уведомить суд о запросе. А в течение 48 часов на руках у полиции должно быть судебное решение о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия либо о его прекращении.
Отмечается, что при розыске несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, получение геолокации от операторов связи будет возможно только с письменного согласия законного представителя без вести пропавшего.
Авторами инициативы выступили сенаторы Людмила Бокова, Ирина Гехт, Андрей Клишас и Андрей Турчак во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а также депутат Госдумы Татьяна Касаева.
По данным МВД России ежегодно в стране пропадает около 120 000 человек, из которых порядка 45 000 – дети, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В розыск объявляется около 60 000 человек.
Авторы инициативы подчеркивают, что эффективный способ для поиска пропавших – определение местоположения абонента в сети подвижной радиоэлектронной связи, в том числе до того момента, как он остался без сети.