8 декабря Государственная дума рассмотрела в первом чтении два связанных законопроекта, которые призваны закрыть гражданам, судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, доступ к профессиональному управлению транспортом.
Работать в общественном транспорте или в качестве ИП в такси и пассажирских перевозках не смогут люди с неснятой и непогашенной судимостью за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, изнасилование, преступление против общественной безопасности, основ конституционного строя и некоторые другие тяжкие и особо тяжкие составы.
Этот запрет будет распространяться и на осужденных в странах ЕАЭС по аналогичным составам в их уголовном праве. Для других иностранцев таких запретов не требуется, поскольку наличие судимости уже дает основание для отказа в разрешении на временное проживание или виде на жительство.
До 1 марта 2023 года уже работающие таксисты, водители автобусов, троллейбусов, трамваев и метро должны будут предоставить работодателю справку об отсутствии судимости. В противном случае с ними можно досрочно расторгнуть трудовой договор.
За исключением этих требований законопроекты в случае их принятия вступят в силу 1 сентября 2022 года.
Замминистра транспорта Дмитрий Зверев рассказал, что правительство тщательно проанализировало состав водителей в России сейчас и сочло, что новые ограничения не приведут к значительному оттоку сотрудников и кадровому голоду.
По мнению депутата «Справедливой России» Олега Нилова, запреты совершенно недостаточны: нужно установить гораздо более высокие требования, запретить быть водителями в том числе людям, которых привлекали к административной ответственности по «наркотическим» статьям, многократно оштрафованным за нарушения ПДД и тому подобным.
Законопроект № 1256989-7 «О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации»