Конституционный суд отказал Александру Мамонтову в признании неконституционными ст. 242 и ч. 1, 3 ст. 255 УПК, которые касаются неизменности судебного состава и продления мер пресечения. Согласно постановлению КС от 17.02.2022 № 6-П, продление ареста не тем судьей, который рассматривает дело, не противоречит Основному закону.
История вопроса
Бывший глава управления МЧС по Кемеровской области Александр Мамонтов проходит по делу о растрате (ч. 4 ст. 160 УК), халатности (ч. 3 ст. 293 УК) и крупном мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК). Как полагает следствие, он знал о многочисленных нарушениях норм безопасности в торговом центре «Зимняя вишня», но ничего не предпринял для их устранения. В результате в пожаре, который произошел 25 марта 2018 года, погибли 60 человек, в том числе 37 детей, и еще полторы сотни пострадали.
С декабря 2019 года дело Мамонтова находится в производстве председателя Центрального районного суда Кемерова Инны Михайленко. Арест обвиняемому, а затем подсудимому много раз продлевали. В декабре 2020 года вопрос о продлении Мамонтову меры пресечения рассмотрел зампред этого же суда Александр Вялов, так как Михайленко долгое время болела. В январе следующего года она продолжила рассматривать дело самостоятельно.
Мамонтов расценил это как нарушение принципа неизменности состава суда.
Позиция КС
Избрание, изменение или продление меры пресечения не предполагает вторжения суда в существо вопросов обвинения, полагает Конституционный суд. Меры пресечения предназначены для того, чтобы обеспечить необходимые условия для производства по делу, и процессуально отделены от него. Это подтверждает и предусмотренная законом возможность оспаривать промежуточные судебные акты (например, решение о продлении ареста) до окончания основного процесса и независимо от него.
Поэтому в случаях, которые не терпят отлагательств, решение о продлении меры пресечения может в виде исключения принять и другой судья того же суда. Это не следует рассматривать как отход от принципа неизменности состава суда, подчеркнул КС.
В противном случае для рассмотрения процедурных вопросов новому судье пришлось бы заново принять дело к производству и повторить все судебное разбирательство. Это неоправданно затянуло бы процесс, нарушило право на доступ к правосудию в разумный срок и в конечном счете привело бы к более продолжительному нахождению подсудимого под стражей.
Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции и отвечает балансу интересов самого фигуранта дела, подытожил КС.