Федеральная антимонопольная служба подготовила законопроект о запрете привязывать цену контрактов внутри страны к валютному курсу, сообщает «Закон.ру». Такие условия в ранее заключенных договорах предлагается пересмотреть. Эти меры ФАС предлагает в рамках антикризисных мероприятий из-за зарубежных санкций.
Новелла вносит изменения в ч. 2 ст. 317 ГК, которая разрешает предусмотреть оплату по договору в рублевом эквиваленте определенной суммы в иностранной валюте либо условных единицах. ФАС хочет запретить устанавливать оплату в эквиваленте суммы в валюте либо привязывать ее размер к показателям биржевых и внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках на день платежа. Такие условия будут считаться ничтожными, а исполнять такие договоры нужно будет по цене, соразмерной рыночной стоимости товара или услуги.
Этот порядок не будет распространяться на соглашения по внешнеэкономической деятельности.
Стороны, которые на момент вступления новеллы в силу не исполнили подобных условий по ранее заключенным договорам, должны в течение 30 дней со дня вступления законопроекта в силу внести изменения в условия этих договоров и привести их в соответствие новой норме. Если они этого не сделают, исполнять обязательства нужно будет на основе валютных или биржевых курсов на 1 января 2022 года.
Законопроект пока не внесен в Госдуму. Исследовательский центр частного права им. С. С. Алексеева дал отрицательный отзыв на него. Он указывает, что поправки в ГК не носят временный антикризисный характер и сохранятся и после отмены санкций и изменения экономической ситуации, что недопустимо. К тому же норма, которую хочет изменить ФАС, направлена на распределение экономических рисков по согласованию сторон; ограничение их свободы соглашений неоправданно.
Законопроект является революционным и требует уточнений, указывает Даниил Антонов, главный юрист Адвокатского бюро Он существенно ограничивает принципы гражданского права, включая автономию воли и диспозитивность. Это породит для предпринимателей неопределенность. Бизнесмены, которые приобретают иностранные товары для перепродажи или использования в собственной деятельности, будут лишены возможности планировать свои доходы.
Новелла законодательно фиксирует ранее озвученные предложения о переходе в расчетах на рубли, полагает Николай Андреев, руководитель налоговой практики ЮК Он, по сути, завершает (спустя почти 30 лет после принятия Конституции) внедрение конституционного принципа рубля как единственного средства платежа на территории РФ.
В законопроект заложено существенное внутреннее противоречие, добавляет Антонов. По его мнению, ст. 1, которая предусматривает признание валютной оговорки ничтожной и оплату товаров и услуг по рыночной стоимости, и ст. 2, предписывающая исполнять обязательства на основе курсов на начало 2022 года, противоречат друг другу и не могут сосуществовать.
Предлагаемое условие о расчете цены в виде рыночной стоимости товара вызывает вопросы, по мнению Анастасии Яремчук, руководителя антимонопольной практики Rights Business Standard Из документа не совсем ясно, на какой момент такая цена будет установлена, что может создать правовую неопределенность.
Также не разъяснены ситуации, когда, например, оплата в завышенном из-за валютного курса размере уже осуществлена либо осуществлена в части, указывает Яремчук.
Норма о применении курсов на 1 января 2022-го также может ударить по интересам недропользователей, дополняет Антонов. Применение биржевого курса на драгоценные металлы может быть рассмотрено как валютная оговорка. При этом не всегда и не везде недропользователям, вероятно, удастся договориться о применении в расчетах учетной цены Центробанка на драгметаллы и об отходе от мирового биржевого курса, полагает эксперт.
Указание в пояснительной записке на то, что новая норма не затронет внешнеторговые операции не совсем точно, дополняет Андреев. Новелла распространяется на договоры, местом исполнения которых является Российская Федерация. Ряд внешнеэкономических договоров могут исполняться на территории РФ, например договоры на создание программного обеспечения, указывает Андреев.