Закон «О защите конкуренции» запрещает навязывать покупателям невыгодные условия договора. За соблюдением этих норм следит ФАС. Поэтому, если человек считает, что стоимость услуг связи необоснованно завышена, он может обратиться в службу с жалобой, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства.
Пожаловаться можно на горячую линию ФАС (например, в Москве следует звонить по номеру +7 495 784-75-05, добавочный 077-100) или через онлайн-форму на сайте ведомства. Полученные сведения будут использоваться для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а еще для принятия мер в отношении недобросовестных участников рынка.
Автоматически вернуть деньги, переплаченные по завышенным тарифам, не получится. Эту проблему можно решить только в индивидуальном порядке. «По вопросу возврата средств гражданин может обратиться в суд с частным иском», — объяснили в ФАС.
Вместе с антимонопольной службой рост цен на связь контролирует Минцифры. Ведомство пообещало, что тарифы на сотовую связь не будут расти выше уровня инфляции в России. Для сохранения цен операторам предложили исключить из услуг часть архивных тарифов с низкой ценой, в том числе с безлимитным доступом к интернету. Поэтому ФАС ведет постоянный мониторинг соответствия цен на связь и уровня инфляции. В случае нарушений служба использует различные санкции — от предостережения до возбуждения антимонопольного дела.
Если оператор все-таки повышает цену на связь, то должен за 14 дней уведомить ФАС об этом.
Как выявляют нарушителей
Под контролем ФАС находятся операторы МТС, «Билайн», «Мегафон» и Tele2. В июне этого года Минцифры сообщило о проверке увеличения тарифов Tele2 в полтора раза и запросило у компании подтверждение обоснованности такого решения. После этого оператор объявил, что пересмотрел свою позицию и поднимет цены не более чем на 50 руб.
В середине октября ФАС признал МТС нарушителем антимонопольного законодательства за необоснованное повышение тарифов. Оператор связи дважды за год повысил стоимость своих услуг. Из-за этого 28 млн абонентов пришлось тратить на связь на 20% больше, что почти в два раза выше уровня инфляции за это время. Компания обосновала скачок цен тем, что у нее выросли расходы. Но доказать это не смогла.
Аналогичное дело завели против «Мегафона». Компанию подозревают в необоснованном повышении цен. Их рост с начала года по май составил около 12% процентов для 16,5 млн абонентов. При этом оператор не несет затрат, которые бы объяснили необходимость повышения тарифов. А значит, его действия тоже могут ущемлять интересы клиентов.