Конституционный суд назвал недопустимым бессрочный запрет представлять интересы в суде для лиц, которых лишили статуса адвоката из-за судимости. Как указано в Постановлении КС от 10.11.2022 № 49-П, такой запрет должен отвечать тяжести преступления.
История вопроса
В 2004 году Сергея Шалавина лишили статуса адвоката в связи со вступлением в силу уголовного приговора. В дальнейшем, судя по открытым данным, он занимался юридической деятельностью как индивидуальный предприниматель.
В марте 2021 года вступил в силу п. 2 ст. 17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Он предусматривает, что лицо, чей адвокатский статус прекращен в связи со вступлением в силу приговора за умышленное преступление, не вправе быть представителем в суде. Исключение — участие в процессе в качестве законного представителя.
После вступления поправки в силу Шалавин представлял интересы клиента в иске к администрации Зиминского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым и региональному Министерству имущественных и земельных отношений. Раздольненский райсуд вернул поданный Шалавиным иск со ссылкой на новую норму. Это решение оставили в силе вышестоящие инстанции.
По мнению Шалавина, спорная норма в правоприменительной практике приводит к запрету на профессию. При этом ее действие распространяется и на лицо, которое лишилось статуса адвоката еще до вступления поправки в силу.
Шалавин обращается в КС уже во второй раз: в определении № 2352-О/2021 суд отказался принять жалобу, так как заявитель на тот момент не исчерпал другие способы отстоять свои права.
Позиция КС
Запрет выступать представителем в суде для осужденных экс-адвокатов защищает как их потенциальных клиентов, так и нормы правопорядка в целом, полагает Конституционный суд. Но запрет на профессиональную деятельность может быть только временным.
Осужденных за умышленное преступление можно допустить к квалификационному экзамену на статус адвоката после погашения или снятия судимости. При этом фактически бессрочный запрет быть представителем в суде ставит бывших адвокатов в неравные условия с другими гражданами и серьезно влияет на их возможность профессиональной реализации.
КС предписал законодателю установить сроки запрета для судимых экс-адвокатов, в течение которых они не могут представлять интересы граждан в суде. Такие сроки нужно дифференцировать в зависимости от основания прекращения статуса адвоката и состава преступления, по которому его осудили.
До тех пор Конституционный суд предписал приравнивать этот запрет к сроку судимости (но он должен составлять не менее пяти лет с момента прекращения статуса адвоката). Запрет на представительство в суде по другим основаниям должен длиться в течение срока, который указан в решении о прекращении статуса адвоката. Дело Шалавина КС предписал пересмотреть с учетом этих разъяснений.