В деле № А40-213998/2021 у Виктора Егорова было 12 именных обыкновенных акций ОАО «Центральный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем». В декабре 2018 года на общем собрании акционеров компанию решили преобразовать в ООО. Егорову об этом сообщили, но он не присутствовал на встрече. В результате институт стал ООО, но его экс-акционер не вошел в состав участников преобразованной компании. Соответственно, долю там он тоже не получил. Так Егорова лишили ценных бумаг и не выплатили ему возмещение. Он подал в суд на институт и просил взыскать 2,3 млн руб. убытков. Истец рассчитал их из рыночной стоимости доли в новообразованном ООО.
Три инстанции отказали в иске. Суды отметили, что Егоров не участвовал в голосовании по поводу реорганизации компании, хотя его известили, что будет собрание акционеров. Кроме того, институт сообщил истцу, что он может требовать выкупить свои акции. Но Егоров не пришел на собрание, не предъявил ценные бумаги к выкупу и не выразил свое желание участвовать в реорганизованной компании. Поэтому он не вправе требовать, чтобы институт возместил ему убытки.
Бывший акционер обжаловал выводы судов в Верховном суде. По его мнению, если он проигнорировал собрание и не требовал выкупить ценные бумаги, это не лишает его права собственности на акции и получение доли в новом ООО.
ВС согласился, что экс-акционера неправомерно лишили права собственности на ценные бумаги, поэтому спор направили на новое рассмотрение в АСГМ. При определении размера убытков судам следует исходить из наибольшей среди двух величин: действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которая причиталась бы истцу, или стоимости акций, утраченных истцом.