Покупатель попросил суды обязать продавца все равно заключить сделку. Нижестоящие суды ему отказали, сославшись на то, что согласие отозвали. Верховный суд решил, что после утверждения предварительного соглашения изменившаяся позиция жены продавца уже не имеет значения (дело № А26-7222/2020).
Гражданское законодательство не содержит положений, регулирующих отзыв предварительного согласия на совершение сделки. Из существа семейных отношений не исключается возможность отзыва такого согласия, данного одним из супругов, например в связи с изменением интересов семьи, наступлением обстоятельств, приводящих к утрате согласия супругов относительно распоряжения их общим имуществом, отметил ВС.
В то же время возможность отзыва предварительного согласия на совершение сделки не может быть не ограниченной во времени. Такое действие способно затронуть права других участников оборота — те, что возникли из ранее данного третьим лицом согласия, подчеркнули судьи ВС.
С момента заключения предварительного договора согласие третьего лица на совершение сделки купли-продажи уже становится основанием возникновения прав и обязанностей, связанных с отчуждением имущества, у иных участников оборота. Поэтому возможность отзыва согласия третьего лица на отчуждение имущества с этого момента утрачивается, констатировал ВС.
Это решение вошло в обзор судебной практики ВС № 3 (2022) от 21 декабря 2022 года.