Алексей Мыкитенко до своей смерти был единственным участником общества «Ялтабакалея». Его наследником стал только сын Юрий. Но была также и пережившая Мыкитенко супруга Марина Прощенко, гражданка Латвии, за которой осталось право на половину общей собственности супругов. Юрий Мыкитенко вступил в наследство и управление компанией, получил 50% доли и распорядился не принимать мачеху в состав участников общества и вместо этого выплатить ей стоимость доли в 955 561 руб.
Но Прощенко все-таки вошла в состав участников, приложив к заявлению в налоговую свидетельство о праве собственности в общем имуществе супругов. «Ялтабакалея» оспорило решение налоговиков о включении Прощенко в состав участников. Две инстанции это требование удовлетворили, но Арбитражный суд Центрального округа их решения отменил и упрекнул компанию в выборе неправильного способа защиты своего права.
«Ялтабакалея» обратилась с жалобой в Верховный суд. Компания считает, что как пережившая супруга участника общества, но не его наследник Прощенко должна была получить согласие участников общества, чтобы войти в состав участников общества. Первая инстанция и апелляция приняли правильное решение по делу, уверен заявитель –они дали оценку правомерности приобретения Прощенко статуса участника общества во взаимосвязи с положениями устава общества и при отсутствии согласия участника общества.
Экономколлегия с этим согласилась, отменила постановление кассационного суда и засилила решение двух инстанций о признании незаконным решения налоговой службы (дело № А83-18084/2020).