О судебном решении журналистам «Ведомостей» рассказал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих. В сумму иска входят стоимость головного судна, которое передали заказчику до введения санкций против российской компании, и сумма финансирования, предоставленного дочерними структурами ГТЛК по трем серийным судам.
После начала спецоперации на Украине ГТЛК вместе с дочерними структурами, базирующимися в Европе и Азии, подпала под ограничительные меры США, Великобритании и ЕС. Весной 2022 года правительство Норвегии потребовало у судоходной компании Havila Voyages в течение шести месяцев расторгнуть договоры лизинга с дочерними структурами ГТЛК и переоформить активы на новых владельцев, не связанных с российским лизингодателем.
«Наши суда не находятся под санкциями и не нарушают существующие правила. Однако некоторые партнеры компании уверены в обратном. Чтобы избежать недопонимания, нам придется избавиться от контракта со скомпрометированной финансовой компанией и сменить страховщика», — говорил тогда гендиректор Havila Voyages Бент Мартини.
В мае 2023 года стало известно, что из-за санкций Havila не может получить третье и четвертое суда серии — для этого нужны лицензии на финансирование проекта ЕС и США. Оба парома достроены и находятся в акватории турецкой верфи, так как расходы на строительство и издержки на хранение судов до сих пор не оплачены.
Дитрих говорит, что скандинавские партнеры изначально отказывались компенсировать стоимость судов и лизинговые платежи. «Когда ГТЛК и дочерние компании включили в санкционные списки, Havila заявила, что первый паром она не отдаст и платить за него не будет, а второй они просто забрали, пообещав туркам провести окончательный платеж. Верфь за свою работу денег так и не получила», — подчеркнул он.