ПРАВО.ru
Практика
8 сентября 2023, 14:18

Суд признал незаконной приватизацию производителя метанола

Генпрокуратура настаивала, что 30 лет назад приватизация стратегического завода «Метафракс Кемикалс» на самом деле не состоялась.

Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск Генеральной прокуратуры об истребовании в пользу государства более 284 млн обыкновенных акций «Метафракс Кемикалс» (дело № А50-18611/2023). Ответчиками выступали «Тольяттихимбанк», «Метахолдинг» и «Метафракс трейдинг». По мнению надзорного ведомства, приватизация ГПО «Метанол» (сейчас — «Метафракс Кемикалс») в 1992–1993 годы прошла незаконно, а само предприятие имеет стратегическое значение для обороны страны.

Иск рассмотрели на первом же судебном заседании. По его итогам судья Татьяна Морозова взыскала 94,2% акций предприятия в пользу РФ, пишет «Интерфакс». «Регистратор Интрако» обязали списать эти акции с лицевых счетов ответчиков и зачислить их на лицевой счет Росимущества. Решение нужно исполнить немедленно, указала судья. Об этом ходатайствовала Генпрокуратура. У ответчиков есть месяц на обжалование решения в апелляции.

Власти требуют изъять акции оптико-механического завода

Надзорное ведомство объясняло иск существованием 30 лет назад прямого запрета на приватизацию таких заводов. Предприятие производило метанол — ядовитое и опасное для людей вещество. А еще для приватизации ГПО «Метанол» нужно было согласование правительства или центрального аппарата комитета по управлению госимуществом. Решение в итоге принял областной комитет, у которого не было на то полномочий. 

Еще прокурор отметил, что с 2007 года «Метафракс» контролирует «группа лиц с участием иностранных компаний». Речь идет о владельцах акций, которые находятся в иностранной юрисдикции. Уточнялось, что за последние три года более 6 млрд руб. дивидендов поступили на счета в США. 

Ответчики настаивали, что метанол — это не яд по «общей норме», так как ядовитость учитывают лишь в правилах транспортировки и хранения. Он напомнил, что в спорный период приватизировались все производители метанола и никаких ограничений на процедуру со стороны властей не было. В 1993 году завод сменил форму собственности согласно закону, а сама процедура была открытой и публичной — вся необходимая информация публиковалась в журналах и газетах.

Ранее Право.ru рассказывало, что в последние два года власти активно забирают крупные предприятия у частных собственников (подробнее — «Кассация согласилась забрать бизнес в пользу властей без компенсации»).