Зампрокурора Москвы подал иск об оспаривании сделки по получению помощником Тамбовского прокурора Ильей Коршуновым и Александром Плотниковым взятки от Нарека Балаяна и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания в доход РФ суммы взятки (дело № 02-1480/2023).
Требования были основаны на приговоре Замоскворецкого райсуда, которым в 2021 году Коршунова признали виновным в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК) и мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК), а Коршунова — в посредничестве во взяточничестве (ч. 4 ст. 291.1 УК) и мошенничестве. Тогда суд установил, что в 2017 году Коршунов узнал о нахождении в колонии состоятельного осужденного, который был готов дать взятку за лояльное отношение к нему руководства колонии и его условно-досрочное освобождение, и решил этим воспользоваться.
Коршунов привлек к получению взятки своего знакомого Плотникова. Во время личной встречи с осужденным помощник прокурора настойчиво и последовательно убеждал его в том, что поможет ему, если получит взятку. Впоследствии сын осужденного, Балаян, передал Плотникову деньги, а тот — Коршунову. Осужденного обманули и никакой помощи ему оказывать не собирались.
Рассматривая иск об оспаривании сделки, Пресненский районный суд Москвы согласился, что в силу ст. 169 ГК она ничтожна. Ответчики настаивали, что передачу взятки нельзя расценивать как сделку, так как их действия уже квалифицировали как мошенничество. Суд подчеркнул, что ответчики обманули Балаяна по поводу истинного назначения денег, которые, как он предполагал, помогут его осужденному отцу. Коршунов и Плотников же рассчитывали лишь на получение денег и не собирались помогать осужденному.
Райсуд также напомнил об определении Конституционного суда № 226-О, согласно которому подобные сделки ГК относит к опасным для общества, антисоциальным, противоречащим основам правопорядка и нравственности сделкам. Поскольку Коршунов и Плотников уже распорядились деньгами по своему усмотрению, конфисковать их не получилось. Суд согласился с доводами иска, признал сделку недействительной и взыскал сумму взятки в доход РФ.