Конституционный суд в середине декабря 2023-го постановил изменить законодательство об определении размера компенсации, которую взыскивают на основании подп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК («Ответственность за незаконное использование товарного знака»). Согласно норме, правообладатель может взыскать с нарушителя права на бренд компенсацию в двукратном размере стоимости изделий, на которых незаконно размещен товарный знак. При этом суд по своей инициативе не вправе изменять способ расчета суммы компенсации.
Бывают ситуации, когда оформляются несколько похожих товарных знаков и правообладатели каждого бренда требуют деньги с нарушителя их прав. КС уточнил, что регистрация нескольких сходных брендов предполагает взаимодействие их правообладателей. Предъявление нескольких требований о компенсации за нарушение исключительного права — это не злоупотребление, но суды должны учитывать все детали.
Во исполнение постановления КС власти разработали поправки к ст. 1515 ГК. Ее предлагают дополнить п. 4.1, согласно которому суд на основании заявления ответчика может снизить размер компенсации ниже установленного подп. 2 п. 4 размера. Для этого нужно, чтобы ранее по иску другого правообладателя с нарушителя уже взыскали компенсацию в двукратном размере стоимости товаров с незаконно размещенным товарным знаком за нарушение исключительного права на другой сходный бренд. Когда суд будет определять размер компенсации, он должен учесть все значимые для дела обстоятельства. В их числе характер нарушения и его последствия для владельца бренда, степень аффилированности правообладателей, соответствие размера компенсации требованию справедливости и соразмерности.
Еще в новом пункте предусмотрели следующее: если суд установит, что правообладатели влияют друг на друга и нет экономических оснований, чтобы предоставить другим лицам согласие на регистрацию сходных брендов, кроме как для обогащения, суд может отказать в выплате компенсации.