ПРАВО.ru
Процесс
7 февраля 2024, 14:12

ЦБ проанализировал жертв кибермошенников

Чаще остальных с финансовым мошенничеством в 2023 году сталкивались женщины в возрасте 25 до 44 лет со средними доходами. Вероятнее всего, они сообщали по телефону данные карт и коды из СМС.

Центральный банк опросил 395 000 человек и на основе полученных данных составил портрет типичной жертвы кибермошенников. В 2023 году ей стала работающая женщина 25–44 лет со средним уровнем дохода и образования. Стереотип, что жертвами мошенников становятся лишь пенсионеры, неверен, отметил ЦБ.

По данным регулятора, в 2023 году четверо из десяти опрошенных людей столкнулись с разными видами финансового мошенничества. Каждый десятый в результате такого взаимодействия потерял деньги, и этот показатель, по сравнению с 2022 годом, вырос. Обычно сумма потери была не меньше 20 000 руб., и перед списанием денег пострадавшие сообщали мошенникам данные карты и коды из СМС либо сами переводили им деньги. У большинства граждан (78%), которые после потери средств никуда не обращались, сумма списания не превышала 20 000 руб.

ЦБ пришел к выводу, что мошенников больше всего интересуют люди в возрасте от 25 до 44 лет (в 37,8% случаев), что объясняется экономической активностью этой возрастной категории и тем, что она часто пользуются банковскими онлайн-сервисами. Люди в возрасте 45–64 лет тоже часто теряли деньги (28,4%). Женщины попадались на уловки злоумышленников на 11% чаще, чем мужчины.

Из статистики следует, что люди со средним уровнем образования и достатка становились потерпевшими чаще остальных — более чем в 40% случаев. При этом люди с низкими и высокими доходами одинаково часто сталкивались с мошенничеством (27,8 и 27,4%).

Мошенники атакуют бизнес через поддельные аккаунты глав компаний

Самой распространенной формой обмана остается телефонное мошенничество, но на 10,5% выросла доля использования мессенджеров. «Следует отметить, что 87,6% респондентов при взаимодействии со злоумышленниками не поддавались на их уловки и не совершали никаких действий», — заметил ЦБ и добавил, что 4% из опрошенных ничего не знали о правилах финансовой безопасности.

Поняв, что они общались с мошенниками, люди обычно обращались в банк (34,1%) и полицию (27,7%), гораздо реже — в ЦБ (7,2%), к финансовому уполномоченному (2%) и в Роспотребнадзор (1,7%). При этом 27,3% вовсе никуда не обращались. 

Центробанк напоминает, что узнать о распространенных схемах финансового мошенничества и рекомендациях по защите от них можно в разделе «Противодействие мошенническим практикам».