Заместитель председателя налогового совета Торгово-промышленной палаты России (ТПП), член общественного совета Минфина Дмитрий Фадеев рассказал о подходах, которые палата обсуждает в контексте готовящейся налоговой амнистии для тех, кто дробил бизнес.
О налоговой амнистии для предпринимателей, которые использовали специальные налоговые режимы и из-за роста бизнеса были вынуждены его дробить, чтобы избежать уплаты налогов, упоминал Владимир Путин в послании Федеральному собранию и списке президентских поручений. Одно из предложений ТПП — разработать и разместить на сайте Федеральной налоговой службы сервис, через который можно проверить, есть ли признаки дробления. Кроме того, по мнению Фадеева, введение уведомительных механизмов для «дробящихся» бизнесменов поможет им раскрыться перед государством и избежать налоговых последствий.
В части введения моратория на уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов можно установить ограничение на преследование по ст. 159 УК («Мошенничество»), считают в ТПП: ее часто используют для возбуждения дела с переквалификацией на налоговые статьи. Это подтверждают и эксперты. Елена Нижегородцева, адвокат , объясняла: следователи и суды произвольно трактуют критерии «предпринимательских» преступлений и деяний, совершенных вне бизнеса. Все без исключения преступления по ст. 159 УК, в совершении которых обвиняют большинство предпринимателей, квалифицируют как не связанные с бизнесом. И тогда запреты на арест и гарантии, которые позволят продолжать предпринимательство, уже не работают.
Еще нормы о налоговой амнистии можно распространить и в отношении бизнесменов, которых уже сейчас по итогам налоговой проверки могут привлечь к ответственности за незаконную налоговую оптимизацию, считает Фадеев. В эту же группу можно отнести и тех, кто получил отсрочку и рассрочку по уплате налоговых долгов.
Фадеев добавил, что совет в целом завершил подготовку предложений бизнеса к масштабным поправкам кабмина к Налоговому кодексу. ТПП предлагает включать в резерв по сомнительным долгам задолженность по подтвержденным штрафным санкциям. Сейчас это невозможно, и подобные штрафы облагаются налогом, даже если их фактически не получили, то есть налогообложению подлежит «бумажная» прибыль.
В послании глава государства подчеркивал, что необходим «механизм не резкого, а плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с упрощенки на общий порядок налогообложения», а амнистия должна быть доступна некрупным компаниям при условии, что они продолжат работу «в белую». «Не должно быть ситуации, когда компаниям невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к тороплению другим способом так называемой оптимизации фискальной нагрузки», — резюмировал Путин 29 февраля.