На брокерском счете гражданина США Джеймса Тиндалля хранилось 2400 акций Сбербанка. В апреле 2022 года власти США ввели блокирующие санкции против кредитной организации, поэтому брокер Тиндалля перевел ценные бумаги на заблокированный спецсчет. Претензии инвестора к госорганам остались без ответа, и тогда Тиндалль подал иск о взыскании убытков с правительства США. Доводы иска перечисляет телеграм-канал The Sanctions Law:
- кабмин нарушил право истца не подвергаться изъятию его активов, гарантированное пятой поправкой к Конституции США;
- правительство нарушило заключенный с истцом договор об использовании его акций;
- ответчик в нарушение Конституции изъял акции в рамках экономической войны против РФ.
В ноябре 2023 года Федеральный претензионный суд отклонил иск Тиндалля, с чем 6 марта согласилась и апелляция. Федеральный апелляционный суд США подтвердил, что юрисдикция в рамках пятой поправки отсутствует: право судов удовлетворять иски о взыскании убытков должно следовать непосредственно из конкретного нормативного правового акта. Тиндалль не привел ни одного акта, который допускал бы взыскание убытков с американского правительства в подобной ситуации.
Еще суд отметил, что санкции против РФ ввели до блокировки акций инвестора, никакого договора между ним и кабмином не существовало и для получения компенсации по пятой поправке Тиндалль должен был признать действия кабмина США правомерными. Вместо этого истец доказывал незаконность действий правительства в лице Управления по контролю над иностранными активами США (OFAC), а значит, оснований для конфискации нет. И хотя апелляция подчеркнула, что у постановления по делу Тиндалля непрецедентный характер, из него следует важный вывод: блокировка во исполнение указа президента США о санкциях не считается изъятием либо конфискацией.
Как борются с блокировками акций в РФ
В конце 2023 года клиенты брокеров начали жаловаться на блокировку активов: у одних замораживали деньги в иностранной валюте, у других просто списывали суммы в минус, а третьи потеряли доступ к акциям иностранных компаний. Проблемы начались после того, как СПБ Биржа — одна из двух крупнейших фондовых бирж в стране наряду с Московской биржей — оказалась в SDN-листе OFAC. Этот вариант санкций наиболее жесткий из всех, потому что запрещает гражданам и компаниям из США вести любые дела с попавшими в этот список компаниями или лицами. Насколько высоки шансы инвесторов при обращении в суд, как на ситуацию повлияли санкции против «СПБ Банка» и поможет ли инвесторам механизм обмена активами — можно узнать в материале «Брокер заблокировал деньги и акции: можно ли с этим что-то сделать».
Как отмечал советник практики разрешения споров Томашевская и партнеры Денис Крауялис, попадание «СПБ Банка» в SDN-лист еще сильнее осложняет перспективы разблокировки активов клиентов. У банка была стратегия по разблокировке активов — вывести «СПБ Банк» из-под контроля СПБ Биржи, уменьшив долю биржи в уставном капитале, продлить срок лицензии OFAC и получить специальную лицензию OFAC. После блокирующих санкций в отношении «СПБ Банка» эта стратегия стала неактуальной.
11 марта СПБ Биржа выпустила заявление, в котором подтвердила отказ от предыдущей схемы возврата активов клиентам. Вместо этого биржа сосредоточится на использовании российского механизма обмена активов, разработанного и одобренного в конце 2023-го. Суть процедуры такова: иностранцы, у которых на счетах типа «С» есть рубли, могут предложить их российским владельцам иностранных активов, заблокированных в других юрисдикциях. Брокеры, доверительные управляющие и управляющие компании паевых инвестиционных фондов должны подать заявки в интересах владельцев на продажу заблокированных ИЦБ до 19:00 мск 8 мая.
Оператор обмена заблокированными активами, брокерская компания «Инвестиционная палата», начал прием заявок на участие в процедуре обмена 25 марта. Она будет состоять из четырех этапов, о которых Право.ru подробно рассказало в новости «Оператор обмена заблокированными активами начал прием заявок».