Проведение налоговой амнистии за дробление бизнеса будет сопровождаться трудностями. Среди них — отсутствие четких критериев, по которым можно определить дробление, и недостаток мотивации для компаний, чтобы продолжать работать «в белую». Так считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин, отправивший письмо на имя замглавы Федеральной налоговой службы Дмитрия Сатина. С этим документом ознакомился РБК.
Провести амнистию для некрупных компаний, которые использовали схему налоговой оптимизации и дробили бизнес, чтобы избежать уплаты налогов, предписал президент Владимир Путин. «Не должно быть ситуации, когда компаниям невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают», — говорил он во время послания Федеральному собранию. Налоговая амнистия упоминается в списке президентских поручений.
Соответствующие изменения Госдума и кабмин должны внести в Налоговый кодекс к 31 июля.
Позиция бизнеса
Проблема дробления — одна из сложнейших в области налогового администрирования, указывает Шубин. Так, за 2018–2023 годы общая сумма доначислений в делах о дроблении составила 56 млрд руб., а суды рассмотрели 643 таких дела. Поэтому амнистия может осложняться отдельными факторами, среди которых:
- Отсутствие четких критериев искусственного дробления в НК.
ФНС вводит в практику различные критерии дробления, но они «не имеют нормативного характера», пишет Шубин. Например, названные службой в 2017 году главные признаки дробления (перечисляем их в материале «Топ-6 налоговых схем, от которых стоит отказаться») не исчерпывающие, и в каждом случае суды оценивают обстоятельства индивидуально. В результате искусственным дроблением налоговики могут признать и легальные способы ведения бизнеса, например семейное предпринимательство и франчайзинг. При этом ранее в ФНС заявляли, что вводить в закон критерии дробления бизнеса не нужно: сформированной правоприменительной практики достаточно.
- Отсутствие стимулов для бизнеса соблюдать НК.
Предпринимателей нужно не только освобождать от ответственности за ранние нарушения, но и мотивировать соблюдать закон в будущем. «Необходимо создать для компаний такие условия, чтобы им было выгодно платить белую зарплату и все налоги», — считает Шубин. Такими стимулами могут быть сниженные ставки по взносам и сохранение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства для получения льгот. Сама по себе амнистия ничего не даст и будет вредна с точки зрения принципов равной конкуренции и всеобщности налогообложения, если причины, которые порождают дробление, останутся, уверен партнер Вадим Зарипов. Подходящим инструментом может стать переходный режим для компаний на УСН, добавил юрист.
- Вариативность мер.
Шубин предлагает закрепить категории налогоплательщиков, которых затронет амнистия. «Многие компании могут не понимать, какие именно действия подпадают под амнистию, то есть как именно квалифицируется дробление бизнеса», — объясняется в письме. Поэтому нужно предусмотреть вариативность мер для разных категорий налогоплательщиков, а еще механизм оспаривания, считает Шубин. При этом, по его мнению, сама амнистия должна быть автоматической: «Это означает, что юрлицам не требуется предпринимать какие-либо дополнительные действия или обращаться в уполномоченные органы. Все операции по дроблению, совершенные до определенной даты и времени, должны быть признаны правомерными и прощены».
- Дата проведения амнистии.
«Опора России» предлагает установить датой вступления изменений в силу 1 января 2025-го. Оставшегося времени достаточно, чтобы внести необходимые изменения и адаптироваться к новым условиям, добавил Шубин.