Российские инвесторы подали более миллиона заявок в процедурах по разблокировке активов, сообщил на пресс-конференции Габуния.
«Сумму мы не можем уточнить. При этом, пока процедура не закончена, это был лишь сбор со стороны наших инвесторов, после этого наступает этап организации самих процедур для волеизъявления иностранных контрагентов», — заявил он (цитата по ТАСС).
По словам Габунии, регулятор сможет планировать развитие этого механизма только после подведения итогов и определения того, насколько успешно он сработал.
Обмен заблокированными активами регламентирован указом главы государства от 8 ноября 2023 года. Россияне, у которых есть заблокированные иностранные бумаги, смогут предложить их зарубежным инвесторам. У последних в таком случае будет возможность разблокировать средства на счетах типа «С» и выкупить активы россиян.
Как сообщал РБК, брокер «Инвестиционная палата» проводил сбор заявок на участие в обмене заблокированными активами с 25 марта по 8 мая.
Что еще сказал Габуния
Зампред ЦБ напомнил: с публикации предыдущего обзора прошло полгода. В тот период регулятор ужесточал денежно-кредитную политику и следил за устойчивостью компаний и финансового сектора к высоким процентным ставкам. Сейчас стало понятно, что экономический рост в стране остается сильным, но у финансовой системы есть уязвимости. Они связаны с сохранением угрозы санкций и внутренними проблемами.
Габуния обратил внимание на финансовые риски для граждан. По его словам, ЦБ давно работает над ограничением долговой нагрузки населения. «В части необеспеченных кредитов у нас уже сейчас высокая долговая нагрузка, превышающая уровень многих развитых стран. Мы видим, что кредитование у нас во многом растет за счет закредитованных граждан. Половина розничного кредитного портфеля приходится на заемщиков с тремя и более кредитами», — отметил зампред ЦБ (эта и последующие цитаты — с сайта Банка России).
Чтобы помешать росту долговой нагрузки, с 2023 года регулятор использует макропруденциальные лимиты (МПЛ). В пятницу Банк России объявил об их ужесточении.
«Сегодня мы решили ограничить предоставление кредитных карт заемщикам с долговой нагрузкой более 80% и снизить лимит выдачи кредитов заемщикам с долговой нагрузкой от 50 до 80% в третьем квартале этого года», — уточнил Габуния.
В новом обзоре ЦБ впервые выделил риски концентрации корпоративного портфеля банков. В условиях санкций сильно поменялась структура обязательств. Если в начале 2022 года на внешние займы приходилось 26% долга, сейчас их доля сократилась до 14%. Их заместили кредиты российских банков. Как итог, обязательства пяти крупнейших российских компаний превысили половину капитала банковского сектора. Вероятность дефолта любой из этих организаций мала, но если он все же случится, может возникнуть угроза и для устойчивости отдельного банка-кредитора, и для финансовой стабильности в целом. «Поэтому мы считаем важным наблюдать за риском концентрации и намерены постепенно ограничивать его», — сказал зампред ЦБ.
Еще Габуния обратил внимание на ухудшение ситуации с международными платежами, сокращение корреспондентских отношений. Это проводит к «периодическим дисбалансам на валютном рынке», затрудняет работу компаний.
Другой вопрос, который затронул зампред ЦБ, — потенциальный рост кредитных рисков. Большая доля кредитов по плавающей ставке может обернуться тем, что процентный риск начнет трансформироваться в кредитный. «Мы не видим ухудшения кредитного качества, на фоне высокой прибыли компании могут выплачивать возросшие процентные платежи. Однако ипотека и проектное финансирование более чувствительны к высоким ставкам», — заметил Габуния.
В заключение зампред ЦБ сказал: ситуация в российском финансовом секторе сейчас стабильна, но в условиях быстрого роста кредитования важно накапливать буфер капитала на случай стресса и работать со слабыми местами. «Мы продолжим внимательно следить за финансовой стабильностью и вовремя реагировать на новые вызовы», — пообещал Габуния.