Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы компании «Метахолдинг» на решения нижестоящих инстанций об истребовании в пользу государства 96,9% акций стратегического завода «Метафракс Кемикалс» (дело № А50-18611/2023). Текст отказного определения председателя второго судебного состава экономколлегии Владимира Попова пока не опубликован в карточке дела.
АС Пермского края удовлетворил иск Генеральной прокуратуры об истребовании в пользу РФ более 284 млн обыкновенных акций «Метафракс Кемикалс» в сентябре 2023 года. Ответчиками по иску Генпрокуратуры выступали «Тольяттихимбанк», «Метахолдинг» и «Метафракс трейдинг». Суды согласились, что приватизация ГПО «Метанол» (сейчас — «Метафракс Кемикалс») в 1992–1993 годы прошла незаконно, а предприятие имеет стратегическое значение для обороны страны. В итоге акции предприятия перешли государству, а «Регистратор Интрако» обязали списать эти акции с лицевых счетов ответчиков и зачислить на лицевой счет Росимущества.
Надзорное ведомство объясняло требования существованием 30 лет назад прямого запрета на приватизацию подобных заводов. Предприятие производило метанол — ядовитое и опасное для людей вещество. А для приватизации ГПО нужно было согласование правительства или центрального аппарата комитета по управлению госимуществом. Решение принял областной комитет, у которого не было на то полномочий. Еще в Генпрокуратуре утверждали, что с 2007 года «Метафракс» контролирует «группа лиц с участием иностранных компаний» — владельцы акций, которые находятся в иностранной юрисдикции. Уточнялось, что за три года до начала рассмотрения дела более 6 млрд руб. дивидендов поступили на счета в США.
Ответчики настаивали, что метанол — это не яд по «общей норме», поскольку ядовитость учитывают лишь в правилах транспортировки и хранения. В тот период приватизировали всех производителей метанола, при этом никаких ограничений на процедуру со стороны властей не было. Еще ответчики указывали, что в 1993 году завод сменил форму собственности по закону, а сама процедура была открытой и всю необходимую информацию публиковали в журналах и газетах. Но три инстанции встали на сторону истца.
В 2023 году Генпрокуратура чаще подавала иски об изъятии имущества в пользу государства. Все требования объединяло основание для их подачи — активы выбыли из собственности РФ после незаконной приватизации. Тренд на деприватизацию начался еще в 2020 году, а теперь эта практика набирает обороты. Так, по искам ведомства суды в прошлом году вернули государству Дальнегорский горно-обогатительный комбинат, химзавод «Волжский оргсинтез», Соликамский магниевый завод, Ростовский оптико-механический завод и ТГК-2. Подробнее о деприватизационных спорах можно почитать в статье «Как устроена деприватизация и кому она угрожает».