ПРАВО.ru
Процесс
21 июня 2024, 19:28

Samsung готовит иск в Сингапурский арбитраж против российской судоверфи

Претензии у южнокорейской компании вызвал разрыв судостроительным комплексом контрактов на проектировку танкеров после начала СВО. Иск рассмотрит Сингапурский международный арбитражный центр, который в прошлом году уже вставал на сторону российской подсанкционной компании.

Южнокорейская судостроительная корпорация Samsung Heavy Industries (SHI) собирается подать иск в Сингапурский международный арбитражный центр (SIAC) к судостроительному комплексу «Звезда» (ССК). Спор связан с разрывом последней контрактов на общую сумму $4,2 млрд. Об этом сообщили местные СМИ со ссылкой на заявление южнокорейской компании. Информации о непосредственной подаче иске пока нет.

Как утверждает SHI, российская судоверфь в одностороннем порядке отказалась от исполнения договоров, заключенных в 2019–2020 годах. Контракты предусматривали проектировку южнокорейской компанией 15 танкеров для сжиженного природного газа и еще семи челночных танкеров. Но потом, после введения против российской стороны санкций США, та потребовала вернуть ей аванс и плату за просрочку на общую сумму $800 млн и отказалась от дальнейшего сотрудничества, в рамках которого планировалось построить оставшиеся 17 судов. При этом пять танкеров для СПГ из 15 запланированных на тот момент уже были построены и сданы SHI. В 2022-м южнокорейская корпорация объявила форс-мажор и приостановила проектировочные работы из-за санкций и неопределенности.

12 июня этого года семь российских судов для перевозки СПГ подпали под санкции, в том числе и уже построенные SHI корабли. В санкционном списке оказались «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин», «Сергей Витте», «Звезда 044», «Звезда 045», «Звезда 046» и «Звезда 047».

Сингапурский арбитраж подвел итоги работы за 2023 год

SIAC позиционирует себя как нейтральный форум и активно продвигает Сингапур как место разрешения споров с участием российских сторон, напоминает  телеграм-канал Dispute Resolution Club. Спор южнокорейских и российских судостроителей принадлежит к категории, в которой у Сингапура исторически сильные позиции, — это «морские» споры и, в частности, судостроение, отмечают эксперты.

Именно в SIAC энергомашиностроительная компания «Силовые машины», которая находится под санкциями США, выиграла спор против Vietnam Oil and Gas Group (Вьетнам) в ноябре прошлого года. Американские власти включили фирму в санкционный список 26 января 2018-го из-за предполагаемых поставок оборудования для строительства электростанции в Крыму.

«Силовые машины» и Vietnam Oil and Gas Group еще в 2013-м заключили контракт на строительство тепловой электростанции «Лонг Фу-1» во Вьетнаме. Стоимость проекта оценивали в $1,2 млрд. А в 2019-м «Силовые машины» инициировали разбирательство в SIAC из-за блокировки взаимных расчетов в связи с санкциями США. На момент начала спора готовность объекта составляла 77,6%. Российская компания требовала с контрагента $500 млн, а вьетнамская  $3,5 млрд. SIAC вынес решение в пользу «Силовых машин», но поделиться его содержанием компания не может из соображений конфиденциальности.