Российский бизнес сталкивается с задержками платежей и растущими расходами на обработку платежей в китайских государственных банках, которые массово прекращают транзакции с Россией. Об этом пишет Reuter со ссылкой на российские источники, знакомые с ситуацией, и на источник, близкий к правительству.
О такой проблеме сообщалось и ранее. В середине августа представители российского бизнеса рассказывали, что с конца июля региональные банки Китая стали все чаще отказывать принимать платежи в юанях из России. В частности, приостановили обслуживание «Чайна констракшн банк» («дочка» China Construction Bank) и «Айсибиси» («дочка» Industrial and Commercial Bank of China Limited) — лидеры по темпам роста объемов межбанковского кредитования российских клиентов. А в марте из-за возможности вторичных санкций США крупные банки Китая, в их числе ICBC, Ping An Bank, Bank of Ningbo и Chouzhou Commercial Bank, отказались принимать платежи из России, поэтому отечественный бизнес обратился к сотрудничеству с небольшими региональными китайскими банками.
Проблема впоследствии усугубилась, и теперь российские предприниматели несут еще больше издержек для совершения платежей бизнес-партнерам в Китае. Сделки на десятки миллиардов юаней находятся в подвешенном состоянии, отмечает Reuters со ссылкой на источник, близкий к правительству. Для обработки платежей и обхода проверок соответствия, которые проводят банки Китая, некоторые российские фирмы вынуждены использовать цепочки посредников из третьих стран. Это привело к тому, что расходы на обработку платежей возросли до 6% от транзакций. Раньше комиссии находились на уровне чуть выше нуля.
В конце 2023 года власти США пообещали вводить ограничения против зарубежных кредитных организаций, которые переводят деньги подсанкционным лицам из России или содействуют российскому военно-промышленному комплексу в совершении сделок. После этого китайские банки ужесточили позицию в отношении транзакций из РФ, сообщил Reuters источник в одной из ведущих российских платформ электронной коммерции, которая продает потребительские товары, импортируемые из Китая. «В тот момент все трансграничные платежи в Китай прекратились. Мы нашли решение, но это заняло около трех недель, что очень долго, объемы торговли за это время резко упали», — рассказал источник.