Власти Великобритании ввели новые санкционные ограничения против России. На этот раз в списки внесли 18 нефтяных танкеров и четыре — для перевозки сжиженного природного газа, сообщается в пресс-релизе британского Министерства иностранных дел. По заявлению ведомства, это самый крупный пакет санкций в энергетической отрасли. В результате общее число нефтяных танкеров под воздействием ограничительных мер достигло 43. Корабли не смогут заходить в британские порты, а их самих исключат из судового регистра Великобритании.
«„Теневой флот” (корабли, используемые для перевозки продуктов нефтегазовой отрасли в обход санкций) — явная и реальная опасность. Экологические риски, такие как разливы нефти на наших берегах в результате нарушения основных стандартов безопасности, а также риски для мировой торговли — источника экономического роста», — говорится в сообщении. Помимо прочего, ведомство анонсировало точечные санкции в отношении судов «Совкомфлота» и танкеров «Русгаздобычи», а также напомнило об убытках «Газпрома» за 2023 год в размере $6,9 млрд. Последние организация понесла якобы из-за давления со стороны британского правительства.
ЕС, страны G7 и Австралия 5 декабря 2022 года ввели потолок цен на поставку российской нефти по морю на уровне $60 за баррель. Позже Forbes со ссылкой на данные Financial Times писал о создании «теневого флота» для обхода санкций. Также по данным Forbes, в конце января 2023 года число нефтяных танкеров в нем достигло 360 единиц. В феврале этого года зампред правительства Александр Новак заявил, что после введения ограничений государство переориентировало экспорт энергоресурсов на новые рынки. А президент Владимир Путин продлил действие указа о запрете на поставки нефти по контрактам с потолком цен до конца 2024-го.
В начале июля источники The New York Times сообщили, что Минфин США разрабатывал новые меры против «теневого флота». Тогда речь шла о введении штрафов, которые позволили бы ограничить продажи или вывести танкеры из эксплуатации. В то же время экономические советники опасались, что меры приведут к росту цен на энергоносители.