ПРАВО.ru
Законодательство
17 марта 2025, 10:23

Бизнес предложил поправки в законопроект о кибермошенничестве

Предлагаемые изменения касаются общения в иностранных мессенджерах и авторизации по биометрии, внедрение которой оценили в десятки миллионов рублей.

Ассоциация цифровых платформ (АЦП; входят «Яндекс», Сбербанк, Wildberries, Ozon и «Авито») направила в Минэкономразвития, Минцифры, администрацию президента и Госдуму письма с предложениями по изменению законопроекта о кибермошенничестве. Участники рынка считают, что положения проекта в текущей редакции могут привести к негативным последствиям для интернет-компаний и снизить эффективность действующих мер по противодействию мошенничеству. Копия письма есть в распоряжении РБК.


Законопроект для борьбы с кибермошенничеством

15 февраля правительство внесло в Госдуму законопроект № 842276-8, который закрепляет около 30 мер против разных видов мошенничества. Среди основных инициатив:

  • обязательная маркировка звонков;
  • запрет использовать иностранные мессенджеры в переписке с клиентами;
  • авторизация клиентов банков, маркетплейсов, операторов связи и соцсетей через биометрическую систему как альтернативный способ.

Так, АЦП предложила изменить норму о запрете использовать иностранные мессенджеры и массовые звонки. Компании используют эти инструменты для полезных коммуникаций. Если запрет введут, то бизнес не сможет сообщать клиентам о статусе заказов, рейсов, записей к врачу, делать обратные звонки по запросу и подтверждать заявки. АЦП предлагает не распространять эту норму на полезные звонки и создать «белый реестр» компаний. В качестве альтернативы участники рынка предложили использовать существующий реестр аккредитованных IT-компаний, которые не совершают спам-звонки. Для них можно было бы использовать особый режим массовых звонков, но его детали АЦП не уточнила.

Кроме этого, ассоциация попросила разрешить бизнесу из «белого реестра» и реестра IT-компаний использовать до 1000 номеров на сотрудника при работе с виртуальными автоматическими телефонными станциями (АТС) с их обязательной регистрацией через «Госуслуги». Сейчас законопроект ограничивает это число до десяти номеров. По мнению АЦП, такое ограничение изменит бизнес-процессы в IT, строительной и автомобильной сферах и увеличит расходы на связь.

Дополнительно участники рынка предлагают исключить из законопроекта требование об обязательной аутентификации клиентов через Единую биометрическую систему (ЕБС). Реализация этой инициативы будет обременительной для многих компаний из-за больших расходов. По данным ассоциации, подключение к ЕБС обойдется в десятки миллионов рублей, а ежегодные затраты на аутентификацию могут достигать нескольких миллиардов рублей.

Еще АЦП обратила внимание на сложности идентификации через «Госуслуги» для продавцов на маркетплейсах и площадках по размещению объявлений. Это увеличит расходы малого и среднего бизнеса, сократит предложение иностранных товаров, а продавцы с официальных сайтов могут перейти в мессенджеры и соцсети. Поэтому АЦП предлагает альтернативные способы идентификации пользователей, размещающих объявления, например, через банковские ID и реквизиты. Кроме этого, участники рынка попросили продлить срок внедрения требования до 1 марта 2027 года. Запланированный законопроектом срок, сентябрь 2025 года, АЦП считает нереалистичным из-за сложной интеграции с «Госуслугами» и длительных согласований с ФСБ и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко и в Минцифры сообщили РБК, что текст законопроекта пока не окончательный. Госорганы изучают предложения бизнеса и будут искать компромиссы.