При этом суд округа указал, что руководитель компенсирует лишь причиненный компании ущерб, но не несет ответственности за налоговые правонарушения должника.
«Ротекс-с» подала иск в Арбитражный суд города Москвы к бывшему директору о взыскании понесенных убытков в виде уплаченных пени и штрафов (дело № А40-211508/2023). Сумма исковых требований составила 206 млн руб.
Ответчик руководил «Ротекс-с» в 2008–2017 годах. В 2019-м налоговая привлекла компанию к ответственности из-за неуплаты налогов. Истец заявил, что это произошло по вине экс-директора, и потребовал взыскать с него убытки в виде уплаченных пени и штрафов.
В 2022 году две инстанции удовлетворили требования компании, но кассация отменила их решения и направила дело на новое рассмотрение. В 2024-м АСГМ полностью отказал в иске, посчитав, что решения налогового органа недостаточно для привлечения бывшего руководителя к ответственности.
Первая инстанция также установила, что привлечение «Ротекс-с» к налоговой ответственности стало результатом применения компанией единых для всей группы норм внутрикорпоративного поведения. Операции, которые привели к начислению штрафов и пени, не были направлены на обогащение лично директора, а преследовали цели, поставленные ему как руководителю общества, решил суд. Апелляция поддержала эти выводы.
АС Московского округа изучил материалы дела и решил, что в них есть доказательства оснований, достаточных для привлечения экс-директора к ответственности.
Кассация напомнила, что материалы налогового органа могут быть использованы в качестве доказательств в судебных спорах. По мнению суда, выявленные при проверке обстоятельства свидетельствуют о причинно-следственной связи между действиями ответчика и доначислением компании недоимки по налогам, пеней и штрафа.
Налоговая установила обстоятельства совершения компанией правонарушения именно в период руководства ответчика, который не мог не знать о противоправности его действий. Директор должен был проверить деловую репутацию контрагентов и выяснить, были ли у них экономические и трудовые ресурсы для исполнения принятых обязательств, подчеркнула кассация.
Кроме того, суд округа напомнил о размере ответственности лица в связи с неуплатой налогов должником. Директор компенсирует ущерб, причиненный компании, но не несет ответственности за налоговые правонарушения должника, следует из постановления. В связи с этим размер штрафа не должен учитываться при определении суммы убытков, подлежащих взысканию с ответчика. Суд отменил решения нижестоящих инстанций и взыскал с директора около 140 млн руб. убытков.
