При расчете субсидиарной ответственности руководителя за неподачу заявления о банкротстве необходимо учитывать актуальный размер включенных в реестр требований кредиторов, подчеркнул ВС.
Конкурсный управляющий фирмы «Риц литература» добился привлечения экс-директора компании Кирилла Щукина к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве в положенный срок. Суды установили, что признаки объективного банкротства появились у компании еще 1 октября 2017 года, но руководитель не выполнил свою обязанность, что привело к увеличению долга перед ФНС (дело № А40-40853/2021).
Две инстанции удовлетворили требование управляющего. Арбитражный суд Московского округа частично пересмотрел их решения и отказал во взыскании по основанию доведения до банкротства, но подтвердил ответственность за неподачу заявления. Суд округа взыскал с директора 2,1 млн руб., приняв за основу сумму требований ФНС по определению от 26 октября 2022 года.
Верховный суд отменил постановление окружного суда в части взыскания. Экономколлегия отметила, что окружной суд опирался на устаревшие данные. Так, выяснилось, что в определении АСГМ о размере задолженности фирмы перед бюджетом была опечатка, которую позднее исправили в сторону уменьшения.
Поэтому ВС направил вопрос об определении размера ответственности Щукина на новое рассмотрение. Суду первой инстанции поручено установить актуальную сумму непогашенных требований бюджета после исправления опечатки и проверить, есть ли там штрафы за налоговые правонарушения.
