Конкурсный управляющий не может произвольно распоряжаться средствами должника в обход кредиторов. И ВС подтвердил, что его операции можно оспорить наравне со сделками руководства компании.
Договоры поручительства и факторинга с обанкротившейся компанией «Луали» признали недействительными, с «Промсвязьбанка» в пользу должника взыскали 1,9 млрд руб. (№ А40-239363/2015). Эту сумму списали со счета кредитной организации. Но потом решение об аннулировании сделок отменил Верховный суд.
Не дожидаясь итогов нового рассмотрения спора, часть списанных со счета банка средств (549 млн руб.) управляющий перевел кредитору, управляющей компании «Геокапитал», в счет погашения ее требований. При этом фирма указала, что готова вернуть деньги, если сделки «устоят» на новом круге. Так и получилось. В дальнейшем в признании договоров недействительными отказали. Несмотря на это, «Геокапитал» средства не вернул.
Поэтому управляющий вместе с «Промсвязьбанком» инициировали спор, чтобы аннулировать платеж в пользу компании. Первая инстанция и апелляция требования удовлетворили. Они признали платеж как расчетную операцию с предпочтением (п. 2 ст. 61.3 закона «О банкротстве»). Но кассация отказала, решив, что указанная норма здесь неприменима. Тогда заявители обратились с кассационной жалобой в ВС.
Экономколлегия поддержала управляющего и банк. Судьи подчеркнули: операции конкурсного управляющего могут иметь преференциальный характер наравне со сделками руководства компании. «Поэтому операции управляющего, как и сделки предыдущих руководителей, могут быть оспорены в деле о банкротстве на основании абз. 5 п. 1 ст. 61.3 закона „О банкротстве“ в целях защиты интересов кредиторов», — отметил ВС. В этом случае компания получила больше, чем должна была при соблюдении очередности, что считается основанием для признания платежа недействительным.
