Если теплоснабжающая организация годами поставляла тепло в здания без претензий к их подключению, она не может внезапно потребовать повторного прохождения процедуры технологического присоединения. ВС признал такое поведение недобросовестным.
«Авангард-Строй» владеет несколькими зданиями в Московской области. С января 2015 года «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) поставляла тепло по договору, где формально указан только производственный корпус, но с тепловой нагрузкой на все три здания. МОЭК шесть лет исполняла договор без претензий и ежегодно подписывала акты готовности всех объектов к отопительному сезону. В июле 2021-го компания составила акты бездоговорного потребления тепла КПП-1 и административным корпусом. «Авангард-Строй» оплатил выставленный счет и в ноябре 2023-го подал заявку на перезаключение договора с включением спорных объектов. МОЭК потребовала документы о подключении по правилам 1981 года и разрешения Ростехнадзора.
Компания обратилась в суд с требованием обязать МОЭК заключить договор (дело № А40-57930/2024).
Три инстанции отказали в иске. Суды указали, что «Авангард-Строй» не представил разрешение на постоянную эксплуатацию систем теплоснабжения, которое требовалось при строительстве объектов в 1999–2003 годах. Суды также сослались на решения по другому делу об отсутствии корректного технологического присоединения. Суд округа отклонил доводы о недобросовестности МОЭК.
Верховный суд отменил все акты и направил дело на новое рассмотрение. Экономколлегия указала: МОЭК шесть лет исполняла договор без претензий и ежегодно подписывала акты готовности всех систем теплоснабжения, что доказывает признание корректности подключения всех объектов. При заключении договора в 2015-м МОЭК, вопреки требованиям законодательства, не проверила документы о подключении, а при составлении актов бездоговорного потребления в 2021-м не выявила технических нарушений.
Такое поведение компании как профессионального участника рынка имеет признаки недобросовестности, поэтому доказывать, что в подключении есть дефекты, должна МОЭК. ВС применил п. 37 «Правил организации теплоснабжения»: если потребитель утратил документы о подключении, теплоснабжающая организация обязана в течение десяти рабочих дней проверить, верно ли он подключен, и составить соответствующий акт. Отказ МОЭК от проверки означает, что она признала подключение объектов соответствующим нормам.
