Напрасно юристы "Спортмастера" убеждали суды двух инстанций, что их сторона невиновна в падении клиента с велосипеда, который был куплен за час до инцидента. Судьи увидели в материалах по делу четкую связь плохой услуги со сломанной костью. Не удалось представителям ответчика и перекинуть бремя доказывания на истца.
П. Дежин 6 июня этого года купил в "Спортмастере" (адрес магазина и полное имя клиента из акта исключены) велосипед STERN за 6590 руб., в магазине транспорт собрали, и счастливый покупатель уехал на нем. Но радость Дежина была недолгой: примерно через час из-за плохо закрепленного руля, по собственным словам, он упал, да так неудачно, что в больнице, куда его отвезли на "скорой", был диагностирован множественный оскольчатый внутрисуставный перелом правой плечевой кости.
Дежину сделали операцию в 79-й Городской клинической больнице Москвы, а вскоре – 31 июля – он обратился в Нагатинский райсуд с требованием расторгнуть договор купли-продажи велосипеда и взыскать с ООО "Спортмастер" 612 715 руб. В эту сумму входила цена самого велосипеда (6590 руб)., расходы на лечение – 65 000 руб., на лекарства – 7715 руб., 40 000 руб. за услуги юриста и 500 000 руб. в качестве компенсации морального вреда. Кроме того, он просил оштрафовать продавца на 50% от присужденной суммы за неисполнение его требований в добровольном порядке. В судебных актах, впрочем, не указано, пытался ли Дежин решить спор с магазином мирно.
"Спортмастер" требования недовольного клиента не признавал: велосипед STERN был надлежащего качества, а собрали его работники компании правильно. "По какой причине в тот же день, некоторое время спустя, совершая поездку на купленном у них велосипеде STERN, Дежин упал с него и сломал плечо – им неизвестно, но их вины в этом нет", – описывается в актах позиция магазина.
Однако судья Олег Рощин, которому выпало разбираться в этом споре, 5 ноября 2013 года встал на сторону покупателя, решив, что "виновным в причинении вреда здоровью и материального ущерба [Дежину] является ООО "Спортмастер"". Продавец не доказал, что велосипед перед продажей был качественно собран или потом неверно эксплуатировался, резюмировал судья, а в основу своего решения положил заключение экспертизы ООО "ГлавЭксперт", из которого следует, что "причина падения Дежина с велосипеда – некачественно проведенные работы по сборке велосипеда (не был закреплен руль)". Упомянул Рощин также показания самого Дежина и случайного очевидца инцидента (имя из акта исключено), который подтвердил его версию.
Написав, что "Спортмастер" оказал Дежину услугу по сборке велосипеда ненадлежащего качества, а значит, передал товар ненадлежащего качества (сборки), судья расторг договор купли-продажи и обязал "Спортмастер" вернуть клиенту стоимость покупки – 6590 руб., а Дежина – отдать велосипед продавцу. Взыскал суд со "Спортмастера" и 72 715 руб. расходов на лечение клиента. Причинно-следственная связь между падением и срочной операцией плеча доказана справкой и выписным эпикризом 79-й ГКБ, говорится в судебных актах, а бесплатно лечиться Дежин не мог, так как, в частности, расходные материалы бесплатно не выдаются. Размер компенсации морального вреда судья Рощин урезал втрое – до 150 000 руб., а размер штрафа – до 75 000 руб., расходы на юристов оценил в 30 000 руб. вместо 40 000 руб. Всего недовольному покупателю было присуждено 334 305 руб.
Такой итог разбирательства "Спортмастер" не устроил, и он пожаловался в Мосгорсуд. Юристы компании 2 сентября убеждали коллегию судей в составе Виктории Ермиловой, Елены Грицких и Иринв Баталовой в том, что Дежин не представил магазину велосипед для проверки качества и "тем самым нарушил установленную законом "О защите прав потребителей" процедуру возврата товара, создал препятствия для надлежащего исполнения продавцом возложенных на него законом обязанностей". Однако апелляция такой довод назвала "несостоятельным", а решение оставила без изменения. "Урегулирование спора предполагает выплату денежных средств в согласованном сторонами размере, однако возмещение ущерба ответчиком произведено не было, в судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, оспаривая причину падения истца и свою вину в оказании услуги ненадлежащего качества", – говорится в апелляционном определении, опубликованном на днях.
Отвергли судьи Мосгорсуда и довод "Спортмастера" о том, что оснований для расторжения договора купли-продажи не было – товар не имеет дефектов производственного характера. Статья 28 закона "О защите прав потребителей", напомнила коллегия, разрешает клиенту отказаться от услуги, если тот обнаружит существенные недостатки. "Предоставление услуги ненадлежащего качества и причинение истцу вследствие этого убытков подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств", – заявила апелляция.
Дважды в определении судьи Мосгорсуда напомнили продавцу спортивных товаров, что в подобных спорах бремя доказывания лежит на нем, а не на клиенте. Поводом для этого стали заявления юристов "Спортмастера" о том, что отсутствуют доказательства неисправности велосипеда, а Дежин не представил доказательств вины продавца и наличия причинно-следственной связи между падением с велосипеда и получением вреда здоровью. "Кроме того, наличие причинно-следственной связи подтверждается материалами дела, свидетельскими показаниями и заключением экспертизы", – резюмировала апелляция.
Не удалось "Спортмастеру" и уменьшить сумму расходов на оплату лечения. Судьи Мосгорсуда согласились с коллегой из первой инстанции в том, что бесплатно Дежин не смог бы лечиться. В Департаменте здравоохранения города Москвы, Московском городском фонде обязательного медицинского страхования сообщили, что расходные медицинские материалы – ортез на локтевой сустав, угловые плечевые пластины и другие – не входят в программу обязательного медицинского страхования.
На момент публикации текста "Спортмастер" на запрос редакции с просьбой прокомментировать исход дела не ответил.