29 июля 1919 года председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) подписал декрет "О помощи жертвам контр-революции". В преамбуле нормативного правового акта подчеркивается, что он издан в дополнение к положению о помощи жертвам контрреволюции, утвержденному 3 сентября 1918 года ("Положение о помощи жертвам контрреволюции", Собр. Узак. 1918 г., № 73, ст. 793).
Уплотнение и реквизиция
Положение предписывало местным властям оказывать помощь "трудовым элементам города и деревни" и их семьям и содержало конкретный перечень ее реализации: временное денежное пособие, обеспечение работой, медико-санитарным обслуживанием, предоставление жилья, в том числе – расселение в общежития, определение сирот в приюты и детские дома, а стариков и увечных в так называемые убежища, а также удовлетворение нетрудоспособных и "впавших в постоянную нужду и оставшихся без средств к существованию" продуктами питания и одеждой. К документу прилагалась инструкция, в которой указывались источники получения материальных средств для поддержки "жертв контрреволюции". Например, жилищный вопрос предлагалось решать за счет "уплотнения" владельцев благоустроенных квартир, им пришлось не только потесниться, но и пройти через реквизицию "излишков" мебели, одежды и утвари "в целях снабжения ею пострадавших трудящихся".
Таким образом, первый опыт масштабной социальной помощи населению со стороны советского государства был основан на перераспределении материальных ценностей, а за видимой целью помощи жертвам контрреволюции просматривалась идеологическая сверхзадача – найти социальную опору для большевистской власти.
Устранение "параллелизма" и централизация кредитов
Декрет от 29 июля 1919 года, согласно ст. 1, был призван устранить "параллелизм" в работе разных ведомств. "Все меры, направленные к обеспечению трудящихся города и деревни, пострадавших в процессе гражданской войны на фронте и внутри страны, проводятся исключительно через центральную и местные междуведомственные комиссии помощи жертвам контрреволюции при Народном Комиссариате Социального Обеспечения и его местных органах", – подчеркивалось в документе. Предметы ведения комиссий указаны в ст. 2 декрета. К ним относилось обеспечение "политических беженцев с мест, занятых контрреволюционными бандами, и также лиц, пострадавших от контрреволюционных выступлений"; восстановление разрушенных в процессе гражданской войны и вследствие контрреволюционных выступлений хозяйств; организация обработки, засева и снабжения необходимыми земледельческими орудиями и инвентарем сельских хозяйств в местах, освобожденных от "контрреволюционных банд"; организация переселения "в производящие губернии крестьянского и рабочего населения местностей, пострадавших от контрреволюции, а также устройство их на месте"; обеспечение работой безработных, лишившихся заработка вследствие событий "контрреволюционного характера"; медико-санитарная помощь пострадавшему населению; снабжение пострадавших необходимыми продуктами; обеспечение детей, нетрудоспособных, взрослых и стариков.
Каждое из указанных мероприятий, говорилось в нормативном правовом акте, должно проводиться через соответствующий народный комиссариат и его местные органы за счет кредитов, отпускаемых по смете Наркомата соцобеспечения на помощь жертвам контрреволюции, а кредиты, имеющиеся в других ведомствах, подлежали закрытию. В состав комиссии в качестве постоянных членов входили представители органов социального обеспечения и госконтроля, а также финансовых органов и местных исполкомов (в состав центральной комиссии входил представитель ЦИК). По усмотрению председателя комиссии в ее состав могли войти представители и других ведомств. В декрете подчеркивалось, что "все постановления местных комиссий, касающиеся тех или иных отделов Совета Депутатов, имеют для последних обязательную силу".
800 пудов ваты и 3000 гросс ниток
Специалист по истории социальной работы в России Михаил Фирсов считает, что помощь жертвам контрреволюции, начавшаяся в 1918 году, положила начало проведению государственной социальной политики советского руководства. Но уже в начале 20-х годов новая экономическая политика (НЭП) существенно, по словам ученого, изменила стратегию социального обеспечения. Основными направлениями деятельности НКСО стало обеспечение крестьянства и лиц "самостоятельного труда" в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев. Наряду с данным,и видами помощи органам наркомата вменялись другие виды деятельности: оказание "помощи жертвам контрреволюции", борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство.
Фирсов приводит пример: в 1920 году помощь жертвам контрреволюции на территории, которую контролировали Советы, составила в натуральных продуктах 4 800 000 аршин материала (аршин – 71.12 см), 800 пудов ваты (пуд – 16 кг), 3000 гросс ниток (гросс – двенадцать дюжин при счете некоторых галантерейных товаров), 270 трикотажных изделий, 10 000 пар обуви, 3500 пудов мыла. Помимо этого выплачено пособий на 9 млрд руб.(формально рубль в 1920-е годы был равен дореволюционному – 50 центов США). Несмотря на то что установлены различные виды пособий, доля их была непропорциональна. Так, Московское отделение социального обеспечения 67 % средств использовало на пособия по случаю болезни, 4,5% – пособия по беременности и родам, 2,8% – на кормление, а на остальные виды пособий пришлось 25 % от всех средств. В среднем пособие составляло 1000 руб.
В советский период не было специального законодательства, регулирующего помощь и поддержку в обществе, оно входило в состав различных областей права, отмечает Фирсов. В постсоветский же период, по его словам, наблюдается тенденция формирования отдельного законодательства в области социальной поддержки, направленного на защиту прав различных групп населения, таких, как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и т. п. С возрождением традиций благотворения государство берет под законодательный контроль и данный вид общественной помощи.
С подлинником текста декрета СНК "О помощи жертвам контр-революции" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".