В Госдуме намерены поддержать законопроект Верховного суда РФ, благодаря которому прежний квалифкласс может быть возвращен 272 судьям, "пониженным в звании" в связи с реформой оплаты труда судей 2013 года. Заодно им достанутся компенсации почти в 83 млн руб. за 2013–2015 годы, поскольку зарплата из-за снижения квалифкласса у них была меньше, чем у коллег. Депутаты с необходимостью перемен согласились, но раскритиковали авторов документа за скромность в вопросе финансов.
С 1 января 2013 года изменилась система оплаты труда судей (они стали получать не зарплату, а денежное вознаграждение, состоящее из четырех компонентов: оклада по должности, оклада за квалификационный класс, денежного поощрения, доплаты за выслугу лет), а заодно увеличилось число судейских квалифклассов с шести до десяти. При этом было определено четкое соответствие между должностью и тем, какой квалификационный класс может быть присвоен судье ("Госдума заглянула в кошелек судей и пересчитала их доходы"). Это привело к снижению класса у ряда судей: например, мировые судьи стали обладателями VII, VIII, IX классов вместо III, IV и V. Еще одним последствием реформы стала правовая неопределенность с квалификационными классами судей, которые уходят на работу в нижестоящие суды на должность, по которой предусматривается присвоение более низкого квалифкласса, чем на прежнем месте работы. Правил на этот счет ФЗ-269 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ" не установил. В результате квалификационные коллегии "пересчитывали" квалифкласс судьям в соответствии с новой должностью. Например, судья областного суда (второй квалифкласс) при переходе на работу главой райсуда областного центра мог стать обладателем шестого квалифкласса.
Верховный суд РФ в ноябре 2013 года обратил внимание на эту проблему и даже внес в Госдуму законопроект, который разрешает сохранять в таких случаях более высокий квалифкласс судье. В этом случае аттестацию они будут проходить также как и обладатели предельного по занимаемой должности – раз в три года. Также законопроект устраняет неясность в судьбе судей, находящихся в отставке на 1 января 2013 года (момент вступления в силу ФЗ-269). Он не предусматривает приведение их в соответствие новым требованиям. "Получается, что в силу закона судья сохраняет прежний класс, а для перерасчета выплат по нему применяется таблица соответствия классов по должности, замещаемой судьей на момент ухода в отставку". Возникают сложности и когда судья в отставке возвращается к работе – непонятно, какой класс ему присваивать и как проводить аттестацию", – говорил в ноябре 2013 года на заседании Пленума Верховного суда занимавший в тот момент пост главы Высшей квалификационной коллегии судей Николай Тимошин. В связи с этим ВС предложил возвращающимся на работу отставникам приводить в соответствие новому закону квалифкласс согласно должности, замещаемой судьей на момент ухода в отставку.
Однако законопроект ВС пролежал в Госдуме без движения почти два года. Зимой 2015 года по проблеме даже высказался Конституционный суд РФ. Он счел частично неправомерной норму, устанавливающую четкое соответствие между должностями судей и их квалификационными классами, и запретил снижать их тем, кто переходил из вышестоящих судов в нижестоящие. Законодателю было предписано исправить закон. Поправки в него, подготовленные ВС РФ, члены думского комитета по госстроительству изучали сегодня. Глава комитета единоросс Владимир Плигин вспомнил о том, что его первый заместитель Вячеслав Лысаков активно отстаивал позицию, которую впоследствии озвучил ВС РФ ("В Госдуме обсуждают, как защитить районных судей от Минфина"). "Тогда, к сожалению, не прислушались. Сейчас здравый смысл возобладал", – отозвался Лысаков.
Тем не менее у Плигина все же были вопросы по поводу документа – единоросс обратил внимание на то, что в финансово-экономическом заключении к проекту говорится, что деньги на его реализацию не потребуются. "Деньги-то нужны", – был убежден он и оказался прав. Представитель Судебного департамента при ВС РФ сообщил, что квалифкласс был понижен в связи с переходом на работу в нижестоящий суд у 272 судей. Из его слов следовало, что на реализацию закона потребуется почти 83 млн руб., чтобы доплатить этим судьям "зарплату" с 2013 по 2015 год включительно, а затем по 23,5 млн руб. ежегодно.
– Это у вас в бюджете есть? – поинтересовался Плигин.
– Нет.
– Вы сознательные люди, вы пишете, что деньги не нужны, есть заключение. Но нужно же, наверное, трезво подходить к документам, которые вы готовите. Владимир Александрович [Поневежский, единоросс. – Авт.], переговорите, пожалуйста, с Верховным судом РФ, – после непродолжительного молчания сказал Плигин.
Суддеп 83 млн руб. готов покрыть из имеющихся средств, в частности за счет экономии от вакантных судейских должностей, но в будущем деньги потребуются извне, следовало из выступления представителя Суддепа. Плигин, смягчившись, все же заметил, что, действительно, дополнительные средства на доплаты судьям могли бы и не потребоваться, так как в результате перехода судьи на работу в нижестоящий суд у него снизился оклад, а это повлекло экономию бюджета. "В данной ситуации это условная экономия. Это нужно было отразить в пояснительной записке", – заключил единоросс. Его коллега по фракции Владимир Поневежский предложил законопроект рекомендовать принять в первом чтении, а ко второму – доработать. С этим большинство членов комитета согласились.
С текстом законопроекта № 395488-6 "О внесении изменений в статью 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (направлен на совершенствование оплаты труда судей)" можно ознакомиться здесь.