19 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет "О немецких колониях Поволжья" (опубликован в № 236 "Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета" 29 октября 1918 г.).
В преамбуле нормативного правового акта указывалось, что он принят "в целях укрепления борьбы за социальное освобождение немецких рабочих и немецкой бедноты Поволжья" и в развитие принципов, положенных в основу Устава Поволжского Комиссариата по делам немцев, утвержденного 29.05.1918 года Наркоматом по делам национальностей РСФСР и НКВД, Постановления СНК от 26.07.1918 г. а также в соответствии с пожеланиями, высказанными на I Съезде Советов Депутатов немецких колоний Поволжья.
Вопреки воле съезда Советов немецких колоний
Поволжский комиссариат начал свою деятельность в марте 1918 года. в Саратове. Устав этой организации, созданной для "советизации" немецких колоний, устанавливал, что комиссариат "является идейным центром социалистической работы среди немецкого трудового населения", следит за проведением в жизнь декретов и распоряжений Советской власти, содействует объединению трудовых масс немцев-колонистов в уездные советы "в согласии с местными губернскими советами и при наличии высказанных пожеланий к такому объединению со стороны немецких советов".
При этом постановления губернских и уездных советов, затрагивавших интересы "трудового населения немецких колоний", приводились в исполнение лишь с ведома и по соглашению с Поволжским Комиссариатом по делам немцев. Саратовским и самарским губернским и уездным органам, согласно специальному Постановлению Совнаркома от 26 июля 1918 года, запрещалось также без согласия комиссариата проводить "продовольственную (в сущности, изъятие продовольствия) и иную работу среди колонистов".
Что касается первого (учредительного) съезда Советов немецких колоний, созванного 30 июня 1918 года в Саратове, то на нем обсуждались организация самоуправления, народного просвещения и земельный вопрос. Докладчик по первому вопросу председатель Поволжского комиссариата Эрнст Рейтер обосновал необходимость объединения четырех национальных уездов в "Федерацию Среднего Поволжья". Его поддержало большинство делегатов. Но в октябрьском декрете правительства "О немецких колониях Поволжья" о федерализации колоний ничего не говорится, речь идет об автономии, которая на съезде была большинством делегатов отвергнута.
"Местности, заселенные немцами – колонистами Поволжья и выделившиеся согласно Уставу Поволжского Комиссариата в уездные Советы Депутатов, образовывают в порядке ст. 11 Конституции (Собр. Узак., 1918, N 51, ст. 582) областное объединение с характером трудовой коммуны, в состав которого входят соответствующие части территорий уездов Камышинского и Аткарского – Саратовской губернии, Новоузенского и Николаевского – Самарской губернии, – говорится в документе. – Все вопросы, вытекающие из образования нового территориального объединения с немецким населением, разрешаются в установленном порядке, причем Поволжский Комиссариат по немецким делам и Самарский и Саратовский Губернские Советы Депутатов обязываются немедленно избрать ликвидационные комиссии для оформления в кратчайший срок этого объединения".
Вся власть на местах в пределах областного объединения, согласно декрету, принадлежала Исполнительному Комитету, избранному Съездом Советов Депутатов немецких колоний Поволжья и местным Советам немецких рабочих и немецкой бедноты. Исполком также был призван руководить всеми мероприятиями, способствующими "к проведению в жизнь диктатуры пролетариата и бедноты, а также к переустройству всей политической и экономической жизни на социалистических началах".
Ст. 6 декрета предусматривала, что разногласия между Исполкомом Советов депутатов немецких колоний и губернскими Советами должны представляться на разрешение СНК и ВЦИК. Также в ст. 7 документа устанавливалось, что "Культурная жизнь немцев-колонистов: употребление ими родного языка в школах, в местной администрации, в суде и в общественной жизни – не подлежит, согласно Советской Конституции, никаким стеснениям".
Заседание Совета народных комиссаров под председательством В.И. Ленина, на котором обсуждался декрет "О немецких колониях Поволжья". Протокола заседания не велось.
От Автономной ССР немцев Поволжья до депортации в Сибирь и Казахстан
22 июня 1922 года в составе области немцев Поволжья произошли перемены: к ней, согласно декрета ВЦИК, присоединили "Покровский уезд, Саратовской губ. целиком из Дергачевского уезда волости, Калдинскую и Миусскую и из Камышинского той же губ. волости Золотовскую, Банновскую, Ахматскую и Топовскую". Центр области из гор. Марксштадта перенесли в гор. Покровск. А 6-10 января 1924 года в Покровске состоялся XI-й областной съезд Советов Автономной области немцев Поволжья, на повестке которого стоя вопросы о преобразовании Автономной области в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья и выборы в ЦИК и СНК АССР НП. После принятия съездом постановления "О провозглашении АССР Немцев Поволжья", съезд конституировал себя как 1-й съезд Советов АССР НП. Съезд избрал новые органы власти республики и рассмотрел состояние дел в важнейших сферах общественной жизни – экономике, финансах, образование и других.
Однако поступательное развитие автономной республики в феврале 1930 года прервала массовая кампания по "раскулачиванию" крестьян в немецких селах Поволжья, а в 1932 году в связи с полным изъятием "излишков" продовольствия в АССР НП от голода умерли свыше 50 тыс. человек. Новый удар центральных властей постиг край после издания спецдирективы ЦК ВКП(б) от 5.11.1934 г. о "борьбе с фашистами и их пособниками" среди немецкого населения СССР. Жертвами репрессий, в том числе в АССР, стали десятки тысяч советских немцев, арестам и расстрелам подверглись несколько составов высшего руководства республики.
27 апреля 1937 года в республике приняли Конституцию, в соответствии с которой республика выходила из подчинения Саратовского края и переходила в непосредственное подчинение органам власти РСФСР. В 1939 году по итогам Всесоюзной переписи населения в республике проживало 606 тыс. 532 человека.
После начала войны с гитлеровской Германией Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли секретное постановление от.08.1941 г. "О переселении немцев из республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей" общей численностью 479 тыс. 841 человек в Сибирь Казахскую ССР. "Переселению подлежат все без исключения немцы, как жители городов, так и сельских местностей, в том числе члены ВКП(б) и ВЛКСМ", – говорилось в секретном документе.
А через два дня в печати был опубликован Указ Президиум Верховного Совета "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", в котором в частности говорилось, что "по достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья". В связи с этим Президиум ВС "признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах".
7 сентября 1941 года Указом Президиума ВС СССР территория автономной республики была поделена между Саратовской и Сталинградской областями, а в мае началась ликвидация немецкой топонимики в Поволжье.
Лишь в конце 1955 года Президиум ВС СССР принимает указ "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении", а в августе 64-го вышел указ ВС "О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", которым с немцев Поволжья снимались "огульные обвинения" в пособничестве агрессору. Но возвращение их на Волгу и восстановление автономии указом не предусматривалось. Еще 8 лет спустя принят указ ВС "О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан". Немцы получают юридическое право вернуться в Поволжье.
В 1989 году в СССР было создано общество "Возрождение", добивавшееся восстановления республики на Волге. Но тогда же началась и кампания противодействия воссозданию немецкой государственности на территории Советского Союза (по результатам опроса большинство населения Саратовской области высказалось против создания немецкой автономии, в сельских районах против высказалось до 80 % населения).
Наиболее острый характер противостояние принимает в 1990-1992 годы, положившее начало эмиграции в Германию немцев бывшего СССР, потомки которых нрачали переселяться в Россию еще в 1762 после издания Екатериной II манифеста "О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу". 21 февраля 92-го Борис Ельцин подписал указ об образовании немецкого района и округа в Саратовской и Волгоградской областях. Одновременно с этим, первый президент РФ своим выступлением в Саратовской области практически отказал в восстановлении немецкой автономии на Волге.
С подлинником текста декрета СНК "О немецких колониях Поволжья" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".