На состоявшемся сегодня заседании Совета судей РФ председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев рассказал, почему президентская комиссия по кадрам в 2015 году отклонила 530 кандидатов на судейские должности. По его мнению, такой резкий рост числа отказов (в предыдущие годы число претендентов, не прошедших фильтр комиссии, не превышало 150 человек) должен тревожить судейское сообщество.
Лебедев отметил, что, по итогам работы комиссии за 2015 год (за исключением последнего заседания, которое состоится 18 декабря), ей были представлены кандидатуры 2831 потенциального судьи. Из них должности получили лишь 2301 человек, что составляет 81,3 %. По его словам, основными причинами отказа были представление претендентами неполных или недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 34 % случаев, наличие конфликта интересов в 31 % случаев, предоставление недостоверной информации об уголовной или административной ответственности родственников и другие – в 35 % случаев. Председатель ВС сказал, что более 90 % "отказников" представили сведения об имуществе по состоянию на 31 декабря 2014 года, а не на первое число месяца, предшествующего подаче документов, как необходимо по закону. По этой причине 91 кандидата попросили повторно предоставить сведения, и 12 из них снова дали недостоверную информацию, не сообщив о приобретении или продаже имущества с начала 2015 года. "В чем здесь дело, наверное, вам виднее, – сказал Лебедев. – Если причины неизвестны, разберитесь. Раз кандидат не желает указывать достоверные сведения об имуществе, это пренебрежение к закону, такой человек, наверное, не имеет права претендовать на должность судьи".
Вторая по частоте причина отказа – возможный конфликт интересов с родственниками-юристами, которые работают в судах, прокуратуре, МВД или являются предпринимателями. "Утверждение о том, что, раз никуда нельзя деть родственников, в судьи надо набирать сирот, – это голые эмоции", – сказал Лебедев. Также он упомянул о предложениях изменить Кодекс судейской этики в части, где говорится, что судья не может рассматривать дела, если его родственник имеет отношение к одной из сторон по делу. Глава ВС таких нововведений не одобряет. По его мнению, судья и безо всякого кодекса должен отказаться от рассмотрения дела, в котором может усматриваться хоть малейшая его заинтересованность. "Это была внутренняя защитная реакция судьи, и вот наступило время, когда выясняется, что претенденты рассматривают не по одному такому делу. Этого нельзя допускать. Это противоречит принципам правосудия", – заключил он.
Лебедеву в своем выступлении возразил Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Он предположил, что, возможно, стоит внести в Кодекс судейской этики уточнения, согласно которым судья должен отказываться от участия в процессе при возможном возникновении любого конфликта интересов (например, если кто-то из его близких участвует в рассмотрении дела в качестве представителя). "Нельзя не назначать судью только из-за того, что его сын или дочь тоже судья. Разве это плохо? Мы всегда приветствовали юридические династии", – сказал он. Согласился Федотов с Лебедевым в том, что судья должен предоставлять полные сведения о себе. "Если кандидат, пусть формально, не соблюдает закон, как он может работать судьей?" – считает он.