Правительство внесло в Госдуму проект закона, исключающий из обращения сберегательные книжки и сберегательные сертификаты на предъявителя, следует из материалов нижней палаты парламента. Непосредственно депозитный сертификат предложено признать ценной бумагой, подпадающей под систему страхования вкладов.
Законопроект, предлагающий изменения в Гражданский кодекс и отдельные законодательные акты в части регулирования операций со сберегательными и депозитными сертификатами, был рассмотрен на заседании кабмина 18 февраля.
С точки зрения антикоррупционного и антиотмывочного законодательства, сертификаты и сберегательные книжки на предъявителя имеют серьезные недостатки, поскольку позволяют идентифицировать только лицо, которому они были выданы, и предъявителя к погашению, но не иных лиц, участвующих в обороте, говорится в пояснительной записке. В частности, для банка может быть затруднительным установление личности владельца сертификата, что создает существенные риски для добросовестных участников гражданского оборота.
"В практике известны случаи мошенничества, когда первоначальный владелец отчуждал сберегательный сертификат на предъявителя добросовестному приобретателю, а впоследствии заявлял о его утрате и добивался его недействительности в судебном порядке. Приобретатель в указанном случае лишался права на получение денежных средств по этому сертификату", – указывают в правительстве.
Де-юре сертификаты не могут использоваться в качестве платежного средства, однако доказать то, что владелец сертификата получил его в качестве расчетного средства, практически невозможно, что влечет за собой уклонение от уплаты налога на доходы со стороны лица, получающего доход в виде вклада, удостоверенного таким сертификатом, констатируют инициаторы поправок.
Кроме того, указывают авторы законопроекта, "отсутствие выплат по предъявительским сертификатам при наступлении страхового случая в банке-эмитенте потенциально способно привести к волнениям среди вкладчиков, поскольку не обладающие должной финансовой грамотностью граждане могут полагать, что их банковские вложения застрахованы".
"Не исключено, что до наступления страхового случая финансово неустойчивые банки могут прибегать к неправомерному переоформлению незастрахованных вкладов, удостоверенных предъявительскими сертификатами, в застрахованные, что приведет к росту страховой ответственности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" без эквивалентной уплаты соответствующих взносов", – заключают в правительстве.
Таким образом, правительство предлагает исключить из обращения сберкнижки и сберегательные сертификаты на предъявителя. В то же время кабмин отмечает, что "анализ международной практики позволяет сделать вывод, что сберегательные (депозитные) сертификаты могут стать привлекательной формой размещения средств населения и временно свободных ресурсов компаний на современном этапе развития финансовой системы России, а также стать источником формирования устойчивой части пассивов банков".
В этой связи правительство предлагает дополнить нормативы регулирования этих бумаг, установив, что депозитный сертификат является именной ценной бумагой, держателем которой могут являться физлица и индивидуальные предприниматели, и включается в систему обязательного страхования вкладов физлиц – в отличие от депозитных сертификатов, владельцами которых могут быть только юрлица.
Кроме того, законопроект наделяет банки возможностью выдавать сертификаты с условием отказа вкладчика от права на получение вклада по первому требованию.
В свою очередь банк обязан обладать исчерпывающей информацией о каждом выданном сертификате, отражать переход права собственности и учитывать всю информацию о сделках с ним. Какая-либо лицензия на ведение данной системы учета не требуется.
С текстом законопроекта № 1006906-6 о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя) можно ознакомиться здесь.