В Конституционный суд поступила жалоба гражданина, более двух десятков лет страдающего от опиоидной зависимости, на запрет в России заместительной терапии – применяемого во всем мире способа лечения наркомании метадоном и бупренорфином, пишет "Коммерсантъ".
Заявитель Дмитрий Полушкин отмечает в своем обращении, что начал употреблять опиаты в 1996 году в возрасте 14 лет. По его словам, он хотел бы избавиться от наркозависимости и неоднократно проходил амбулаторное лечение, а также лежал в клиниках. Однако все методы лечения от зависимости, которые испробовал мужчина, не принесли результата. Он считает, что в его случае могла быть эффективной заместительная терапия (ЗТ), однако этот вид лечения на территории РФ запрещен.
Человек, который не может сам избавиться от зависимости, в рамках программы ЗТ принимает под присмотром врачей препараты, замещающие опиоиды,– метадон и бупренорфин. При этом пациент не испытывает эйфории, препарат нужен лишь для предотвращения ломки. Больному поэтапно снижают дозы и заменяют препарат плацебо до полного излечения. Если зависимость стойкая, человек может оставаться на терапии всю жизнь, как больные сахарным диабетом на инсулине.
ЗТ одобрена Всемирной организацией здравоохранения и управлением ООН по наркотикам и преступности, она применяется в 60 странах 1 млн пациентов. Терапия используется на Украине, в Крыму ее получали примерно 800 пациентов. После присоединения полуострова Россия закрыла эти программы.
В 2011 году Полушкин обратился в минздрав Красноярского края с просьбой предоставить ему лечение посредством ЗТ, однако получил отказ. А вскоре его задержали сотрудники ФСКН по подозрению в хранении наркотиков, он находился под стражей почти год. В 2015 году пациент обратился и в Минздрав РФ и вновь получив отказ в ЗТ, который оспорил в суде. Однако Мосгорсуд встал на сторону ведомства, тогда Полушкин обратился в КС. По его мнению, что запрет научно обоснованной медицинской процедуры, давно применяющейся в других странах, нарушает конституционное право россиян на охрану здоровья.
"Из смысла ст. 41 Конституции РФ вытекает, что граждане РФ должны иметь доступ ко всем новейшим видам лечения, используемым и применяемым в современном мире,– отмечает адвокат заявителя Равиль Ахметгалиев.– А сейчас в России для лиц, страдающих наркоманией, доступны лишь отдельные виды лечения". Адвокат подчеркивает, что не требует легализовать метадон, "речь идет именно о медицинском использовании тех или иных наркотических средств, как это делается, например, при онкологических заболеваниях". Парадокс ситуации в том, что если бы у мужчины был рак, он бы получил бупренорфин, но использовать то же лекарство для лечения наркозависимости врачи не имеют права.