Верховный суд РФ сегодня вынес решение по двум апелляционным жалобам осужденных экс-судей Елены Балакир и Александра Амелина. Приговоры оставлены без изменений.
Штраф 400 000 рублей за решения по "сгоревшим делам"
В марте 2016 года Брянский областной суд приговорил Александра Амелина к штрафу в размере 400 000 рублей. Мировой судья судебного участка № 40 Комаричского района Брянской области был признан виновным в шести эпизодах по ч. 1 ст. 305 УК РФ (вынесение заведомо неправосудных приговоров и иных судебных актов).
В материалах дела говорится, что 22 ноября 2013 года судебный секретарь брянского суда сожгла два уголовных и четыре административных дела, посчитав, что сроки их хранения уже истекли. Для того чтобы скрыть ошибку, Амелин затребовал у правоохранителей копии этих дел, при этом пропустив установленную законом процедуру.
С конца ноября до середины декабря 2013 года судья вынес решения по уголовным и административным делам. Таким образом, двое обвиняемых были незаконно привлечены к исправительным и обязательным работам по делам о побоях и уклонении от алиментов, еще четверо получили административные штрафы за вождение в нетрезвом виде.
В 2014 году Амелин был лишен судейских полномочий. Позднее ему удалось обжаловать это решение и он был восстановлен в статусе. Однако в прошлом году СК рекомендовал квалифкомиссии дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, и он снова был лишен полномочий.
Поскольку мировой судья Амелин совершил преступления средней тяжести, ему было назначено наказание, не связанное с лишением свободы, впоследствии он был амнистирован.
Приговор по заявлению давно пропавшего человека
По аналогичной статье о вынесении заведомо неправосудных решений судили и бывшую судью Дзержинского районного суда Волгограда Елену Балакир, сроки полномочий которой истекли в 2002 году. Ей, помимо ч. 1 ст. 305, вменялось еще мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК) и легализация денежных средств (ч. 1 ст. 174.1 УК).
По данным следствия, в 2000 году Балакир убедила свою знакомую Галину Белич и ее супруга Виктора передать ей часть производственных баз ликвидированного АОЗТ "Машстрой", которой владела пара. Позднее судья получила от супругов расписку о том, что она заплатила им 270 000 рублей. Спустя три года Балакир через суд закрепила свое право на имущество. Впоследствии часть активов она продала, часть подарила своему сожителю Андрею Егорову.
Второй эпизод также касается Егорова, который был приговорен к 15 годам тюрьмы за убийства и разбои. Следствие считает, что в июле 2003 года Балакир незаконно освободила своего знакомого от отбывания наказания, рассмотрев его заявление об УДО без получения заключения из колонии.
В сентябре 2005 года Виктор Белич подал заявление против Балакир, расследование дела велось несколько лет. В августе 2010 года уголовное дело в отношении Балакир поступило в Верховный суд, который позднее вернул дело в прокуратуру, признав недопустимыми положенные в основу обвинения доказательства. Спустя два года делу снова был дан ход – 20 февраля 2013 года Квалификационная коллегия судей Волгоградской области удовлетворила представление главы СКР Александра Бастрыкина о даче согласия на возбуждение уголовного дела.
Таким образом, дело все же дошло до суда, несмотря на то, что с 2007 года сам Виктор Белич числится безвестно отсутствующим.
Судебный процесс над Балакир начался в 2014 году. В декабре 2015 года Волгоградский областной суд вынес обвинительный приговор по делу судьи: Балакир была приговорена к пяти годам лишения свободы, однако она была освобождена от наказания в связи с истечением срока давности.