Центробанк и Росфинмониторинг намерены передавать российским банкам списки клиентов, с которыми были расторгнуты договоры на обслуживание и которым отказали в проведении операций, сообщают "Известия".
Регулятор и Росфинмониторинг подготавливают в настоящее время необходимые нормативные акты. Новация призвана бороться с миграцией в крупнейшие банки подозрительных клиентов, усилившейся в кризис. Официальные представители ЦБ и Росфинмониторинга подтвердили ведение работы над проектами нормативных актов, определяющих механизм доведения сведений об отказах клиентам.
Банки и некредитные финансовые организации (негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, брокеры, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании и др.) сами уведомляют Росфинмониторинг о неблагонадежных клиентах, а также о фактах отказа в обслуживании по действующему "антиотмывочному" закону (115-ФЗ). Однако между игроками рынка отсутствует информационный обмен, что создает почву для мошенничества.
Как говорится в проекте документа, информация о клиентах-отказниках будет включать: сведения об организации, отказавшей в проведении трансакции, дату принятия решения об отказе, информацию о клиенте. Сообщения защитят с помощью криптографии. Банки и некредитные организации вправе отказать в обслуживании клиенту, если есть риски, что он вовлечен в проведение сомнительных операций.
"Несмотря на совместные усилия ЦБ и Росфинмониоринга, наблюдается миграция недобросовестных клиентов в крупнейшие банки с целью "затеряться" в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах операций. В прошлом году было выявлено 96 000 фактов миграции", – говорится в отчете Рофинмониторинга за 2015 год. В 2015 году банки отказали в заключении договоров 142 000 клиентам (рост в три раза по сравнению с 2014 годом). Отказ в проведении транзакций получили 94 000 граждан (рост более чем в три раза по сравнению с 2014 годом). В 2015 году было расторгнуто 2300 договоров банковского счета (рост более чем вдвое по сравнению с 2014 годом).
"Кредитная организация, получившая такие сведения, не может быть уверена, что основания были весомые, но с учетом рисков банку придется всегда отказывать клиенту из списка в обслуживании. Любой банк должен иметь право оспорить признание клиента нежелательным. Возможно, такая процедура должна быть в ЦБ или в Росфинмониторинге, которые могли бы выступать в качестве арбитров в этом вопросе", – рассуждает зампредседателя Национального совета финансового рынка Александра Наумова.