Нижняя палата парламента в третьем чтении приняла сразу несколько законопроектов, вносящих изменения в Уголовный кодекс. Документ о декриминализации некоторых составов преступлений под авторством Верховного суда депутаты дополнили пунктами из предложенного президентом проекта, призванного смягчить уголовное законодательство по экономическим преступлениям.
Законопроект, разработанный ВС, предлагал декриминализовать составы преступлений по некоторым статьям УК. За время рассмотрения документа в нижней палате парламента его редакция несколько раз существенно изменялась: депутаты не могли определиться с тем, каким должен быть финальный текст. Так, в частности, парламентарии решили сохранить в УК такое преступление, как угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью – изначально состав предлагалось декриминализовать. Сохранили в уголовном законодательстве депутаты и ст. 157 УК ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей") переименовав ее в "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" и ввели административную преюдицию.
Доработка законопроекта продолжалась вплоть до пленарного заседания 7 июня: текст документа, который депутаты в итоге приняли во втором чтении отличался от того, который был одобрен комитетом. В частности, профильный комитет одобрил поправку под авторством главы комитета Павла Крашенинникова о введение в УК кратности сроков: один день в СИЗО предлагалось засчитывать за два дня нахождения на домашнем аресте, а также приравнять один день нахождения в СИЗО к одному дню отбывания наказания в исправительных колониях особого и строгого режима, полутора дням отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, а также двум дням отбывания наказания в колонии-поселении. Однако в финальной версии законопроекта такой поправки не оказалось.
В последний момент депутаты определились с тем, какое хищение можно называть мелким: предлагаемый ВС порог в 5000 руб. депутаты уменьшили вдвое, теперь мелкими считаются хищения, размер которых не превышает 2500 руб. Также в два раза, по сравнению с первоначальным предложением ВС, уменьшен и размер хищения, который предлагается считать значительным: с 10 000 руб. до 5000 руб.
Доработали еще раз
Однако в ходе сегодняшнего пленарного заседания оказалось, что проект, который депутаты собирались принимать уже в третьем чтении, вновь нуждается в изменениях, в связи с чем его опять вернули во второе чтение. По предложению профильного комитета (заседание которого по этому вопросу не проводилось) в законопроект о декриминализации ВС были внесены некоторые пункты из предложенной президентом инициативы, возвращающей в Уголовный кодекс статьи о мошенничестве в сфере предпринимательства.
Так, проект о декриминализации дополнился президентским предложением добавить в ст. 159 "Мошенничество" три новые части – 5, 6 и 7, которые прописывают ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в зависимости от размера ущерба. Значительным будет считаться ущерб в размере от 10 000 рублей и более, крупным – от 3 млн рублей и выше, а особо крупным – превышающий 12 млн рублей. По действующим сегодня нормам размер значительного ущерба начинается с 2500 рублей, крупного – с 250 000 рублей, а особо крупного – с 1 млн рублей, однако статья устанавливает равные размеры ущерба для всех видов мошенничества, не выделяя предпринимательскую деятельность в особый пункт.
Оставшиеся нормы
Соответствующие пункты из законопроекта под авторством главы государства были исключены. Оставшиеся в президентской инициативе нормы регулируют размер ущерба по всем экономическим статьям УК, где он указан. Так, в частности, в ст. 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ" размер крупного ущерба с 250 000 руб. увеличивается до 400 000 руб., а особо крупного – с 1 млн руб. до 1,5 млн руб. Кроме того, размер крупного ущерба по ст. 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ", ст. 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", а также по ст. 185.4 "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг" увеличился с 1 млн руб. до 1,5 млн руб., а особо крупного – от 2,5 млн до 3,75 млн руб.
Кроме того, согласно проекту закона, расширяется сфера влияния ст. 76.1 УК ("Освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности") путем снижения размера денежного возмещения, которое подлежит перечислению в федеральный бюджет: размер этого возмещения снижается с пятикратной суммы причиненного ущерба (или полученного в ходе преступления дохода) до двукратной.
Второй законопроект из президентского пакета вносит поправки в ст. 18 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теперь к предпринимателям, находящимся в СИЗО или на домашнем аресте, предлагается допускать не только защитников, но и нотариусов.
Все пакеты законов были приняты Госдумой в третьем чтении и отправлены на рассмотрение Совета Федерации.
С текстом законопроекта № 953369-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" в третьем чтении можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 953398-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" в третьем чтении можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в третьем чтении можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 1083226-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в третьем чтении можно ознакомиться здесь.