Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрабатывает методику определения монопольно высоких и монопольно низких ставок для компаний, занимающих доминирующее положение в железнодорожных перевозках, передают "Ведомости".
Доминирующими считаются компании, занимающие долю рынка выше 35%. ФАС предлагает считать цену монопольно высокой, если она выше размера необходимых расходов и прибыли. Также ведомство будет считать монопольно высокими цены в случае их превышения на 10% конкурентной цены или нормативной величины ставки, которые формируются на электронной площадке предоставления вагонов.
Нормативная величина ставки будет применяться в случае отсутствия сопоставимых рынков, например, когда компании предоставляют узкоспециализированный подвижной состав. ФАС намерена рассчитывать эту ставку, исходя из стоимости приобретения и эксплуатации такой техники.
Конкурентная и нормативная ставки будут пересматриваться ФАС не чаще одного раза в полгода при изменении экономических или технологических условий. Ведомство называет новацию антимонопольным контролем: методику применят при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением и при мониторинге рынка железнодорожных перевозок.
Операторы вагонного парка не комментируют предложения ФАС, поскольку не готовы сказать, к чему приведет предложение ведомства.
Методика очень несовершенна и ее широкое применение внесет масштабный дисбаланс в систему отношений грузоотправителей и операторов, уверен гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.