Крупные игроки на рынке банковского кредитования физических лиц активно пользуются новым механизмом упрощенного взыскания розничных долгов. Об этом пишет "Коммерсантъ".
В июле 2016 года в силу вступили поправки к "Основам законодательства о нотариате", которые позволили вносить в кредитные договоры пункт о взыскании задолженности во внесудебном порядке. Для этого банку достаточно получить исполнительную надпись нотариуса – распоряжение о принудительном взыскании просрочки или об истребовании имущества должника. Норма позволяет обращаться за надписью, если просрочка превысила срок в два месяца.
С этого октября пункт об упрощенном взыскании появился в договорах "Райффайзенбанка", "ХКФ-банка" и "Русского стандарта". Сбербанк, ВТБ 24, ВТБ и "Росбанк" запустят механизм с января 2017 года. Норма распространяется в том числе и на старые кредитные договоры, если стороны подпишут дополнительное соглашение. Таким образом, взыскание по новой схеме впервые может состояться уже в декабре.
Подобная практика угрожает правам заемщиков, чьи долги будут взиматься автоматически, а также коллекторы, которые останутся без работы, говорят эксперты. Вместе с тем банкам это позволяет сэкономить тариф на надпись ниже, чем госпошлина при взыскании долга через суд.
Ранее сообщалось, что принятие профильного закона о коллекторской деятельности значительно снизит эффективность работы профессиональных взыскателей и, возможно, на время парализует их деятельность (см. "Волокита в правительстве с 2017 года оставит коллекторов вне правового поля"). А для надзора за коллекторами будет создана автоматизированная информационная система стоимостью в 150 млн рублей (см. "Отслеживать работу коллекторов будут порядка 400 приставов").