Высшая квалификационная коллегия судей сочла законным возбуждение уголовного дела в отношении мирового судьи в отставке, который якобы отпустил нарушителя из суда за взятку. Рассмотрение еще двух судейских жалоб перенесено на следующее заседание ВККС.
Алексей Зорин мировой судья в отставке, ранее работавший на судебном участке № 386 в Северном Медведкове, пытался обжаловать решение ККС Москвы, которая в мае этого года дала согласие на возбуждение в отношении него уголовного дела по п. "б" ч. 5 ст. 290 УК (получение взятки с вымогательством). На сегодняшнем заседании мировой судья рассказал, что его пытаются обвинить во взяточничестве незаслуженно. Он не отрицал, взятка была, но брал ее якобы не Зорин, а судебный пристав, который и отпустил «административщика» за 20 000 руб. из зала суда. «Нарушитель был пьян, я вызвал пристава, сказал арестовать пьяного нарушителя, а потом он пришел и при секретаре и помощнике рассказал, что взял деньги потому, что у него два месяца не было премии», – пытался убедить членов ВККС Зорин.
Он рассказал, что после этого нарушитель обратился в ФСБ и написал заявление о вымогательстве взятки. «Я не какой-то оболтус или лоботряс, я всю жизнь служу родине. Мне очень стыдно за членов своего суда, которые знают, что пристав взял деньги, а пытаются очернить меня», – уверял ВККС мировой судья, который после всего случившегося в конце прошлого года ушел в отставку.
Как рассказал Зорин, следствие считает, что он вымогал эту сумму в течение четырех заседаний, а приставу приказал сначала арестовать нарушителя, а через 10 минут – отпустить. Пристав, по его словам, участвует в деле просто как свидетель. Его доводы не убедили ККС Москвы, и она в мае дала согласие на возбуждение уголовного дела. Зорин с этим категорически не согласен и считает, что заседание московской квалифколлегии прошло с нарушениями. Во-первых, ему не разъяснили его права, а во-вторых, не дали пригласить представителя. «У меня сейчас стрессовое состояние, я не мог там выступать без представителя, а его никто не известил», – рассказал бывший судья.
Отметил он и путаницу с доверенностями представителей СКР, которые участвовали в заседании 5 мая – конверт с ними, судя по штемпелю почты, был отправлен 6 мая, а ККС получила его только 11 числа. «На заседании доверенности были без печатей, соответственно полномочий у представителей СКР не было, а потом доверенности появились», – убеждал он Высшую квалифколлегию.
Члены ВККС поинтересовались у него, по какой причине он ушел со своего поста, на что Зорин ответил, что отставка была вынужденной. «Мне стыдно говорить, но меня вызвала председатель Мосгорсуда и сказала, что либо я добровольно уйду, либо она меня отправит», – пояснил он.
Представитель Зорина адвокат Роберт Заводник в свою очередь обратил внимание ВККС на возможную связь уголовного преследования и профессиональной деятельности судьи. «Конкретных данных, что работой Зорина недовольно ФСБ или СКР, нет, однако это исключать нельзя. К нему поступали звонки от разных депутатов с просьбой все решить, но он всегда работал по закону», – подчеркнул защитник.
Представитель ККС Александра Лопаткина отметила, что не совсем понимает, какие именно права не были разъяснены Зорину. «Тот порядок, в котором проходит заседание ККС, прописан в законе. Видимо, он полагает, что ему нужно объяснять права, как в процессе», – заметила она. Лопаткина также добавила, что, прежде чем дать согласие на возбуждение уголовного дела, ККС проверяла, не связано ли это с деятельностью судьи, и никакой связи не нашла.
Александр Вешняков из СКР просил отказать в удовлетворении жалобы, настаивая на том, что с доверенностями все было в порядке.
Члены Высшей квалифколлегии, после длительного совещания, оставили решение ККС Москвы без изменений, а жалобу Зорина без удовлетворения.
Еще два вопроса ВККС решила отложить на следующую сессию. Первый - рассмотрение представления главы СКР Александра Бастрыкина о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении бывшего судьи АСГМ Игоря Корогодова по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК (покушение на мошенничество в особо крупном размере). По информации источника, близкого к правоохранительным органам, в апреле этого года ФСБ и СКР с поличным поймали Корогодова при получении взятки в $70 000. Деньги он якобы должен был передать своему коллеге Вадиму Сторублеву за вынесение определенного решения по делу (см. ККС приостановила полномочия двух судей АСГМ).
Сегодня на заседание ВККС Корогодов прислал заявление об отложении рассмотрения, так как он проходит лечение после операции. Представители СКР, в свою очередь, возражали и предоставили ВККС письменные объяснения медсестры, работающей в больнице, где находится экс-судья. Медсестра рассказала, что Корогодов был госпитализирован 22 сентября, но уже 28 числа покинул больницу. Однако члены ВККС перенесла рассмотрение его вопроса на следующее заседание.
Жалобу судьи в отставке Ленинского районного суда Омска Натальи Вовченко также решили отложить. В конце октября прошлого года ККС Омска не дала Бастрыкину согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Вовченко. СКР в ноябре 2015 года обжаловал решение ККС в Омском облсуде, и уже в июне текущего года ККС разрешила возбудить в отношении судьи уголовное дело. Вовченко намерены предъявить обвинения по ч. 3 ст. 159.2 УК (мошенничество при получении выплат с использованием своего служебного положения). Вовченко сегодня прислала заявление с просьбой об отложении разбирательства, так как она не может в нем участвовать по состоянию здоровья, в письме Вовченко отметила, что планирует присутствовать на заседании ВККС лично, так как хочет предоставить дополнительные доказательства по делу.