Предложенный Минюстом законопроект, который частично снимает запрет на изъятие единственного жилья должников, не нарушает конституционных прав граждан. Об этом заявил глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков.
"Предложенный законопроект при обращении взыскания предусматривает гарантие на жилье, но в пределах установленных нормативов", – написал Парфенчиков на своей странице в Twitter.
Такая запись появилась в ответ на комментарий бывшего уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. В том же Twitter он написал: "Конституция России гарантирует каждому право на жилье. А вот обязанности "платить по долгам" там нет, кроме налогов". Вместе с тем экс-омбудсмен назвал законопроект Минюста "очень спорным", так как он может "сделать бомжами тех, у кого и так нет средств".
@RFdeti А предложенный законопроект при обращении взыскания и предусматривает гарантию на жильё, но в пределах установленных нормативов.
– Артур Парфенчиков (@aParfenchikov) 9 января 2017 г.
Парфенчиков же в ответ на реплики Астахова подчеркнул, что законопроект Минюста принимается "именно в соответствии с положениями Конституции". Кроме того, по словам главы ФССП, министерство выполняет предписание Конституционного суда, обязавшего несколько лет назад установить такой порядок. "Я бы рекомендовал внимательно изучить и решение КС, и сам законопроект. Полагаю, что это как раз путь к балансу прав и обязанностей. Именно в соответствии с положениями Конституции", –заявил Парфенчиков.
Накануне сообщалось, что Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение проект поправок в Гражданский процессуальный и Семейный кодексы, а также в закон "Об исполнительном производстве", уточняющие характеристики единственного жилья должника, на которое может быть обращено взыскание (см. "Минюст уточнил правила изъятия единственного жилья у должников").
Сейчас неплательщиков, в отношении которых вынесли судебные решения о взыскании задолженности, не могут лишать единственного жилья. Должники продолжают проживать в нем, им лишь запрещают продавать или обменивать эту недвижимость.
Однако в 2012 году Конституционный суд вынес постановление, согласно которому в законодательстве должны быть установлены пределы исполнительского иммунитета на такую недвижимость, который, по мнению суда, нарушает права взыскателей (см. "Иммунитет на жилье должника ограничат в пользу интересов кредитора – решение КС"). В целях исполнения данного предписания КС и был разработан соответствующий законопроект Минюста, говорится в пояснительной записке.
Документ, в частности, разрешает изымать единственное жилье должника, если площадь такого жилья вдвое превышает установленные нормативы, а другого имущества у него нет. Согласно Жилищному кодексу, регионы самостоятельно устанавливают эти нормы. Как правило, этот показатель варьируется в пределах от 14 до 18 кв. м на человека. Кроме того, законопроект предполагает, что изъять можно будет жилье, стоимость которого превышает двукратную стоимость жилого помещения, положенного по закону должнику и его семье.
Авторы документа полагают, что с принятием новых правил улучшится ситуация по взысканию задолженности со злостных неплательщиков алиментов, а также будут созданы условия для обеспечения несовершеннолетних жилым помещением при разводе родителей (см. "Минюст правит ГПК по изъятию у должников единственного жилья").