Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал, что закон "Димы Яковлева" дискриминирует американцев в праве на усыновление российских детей. Закон не должен был распространяться на те процедуры усыновления, которые были начаты к моменту его принятия, следует из решения суда.
Необходимо завершить уже запущенные процедуры передачи детей в семьи в интересах самих усыновленных, пришли к выводу судьи, которые вынесли решения по шестнадцати жалобам, касающимся приостановленных процедур усыновления. Иски были направлены от имени 45 граждан США и 27 детей – граждан России. Заявители настаивали, что российские власти нарушили ст. 8 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на уважение частной и семейной жизни и запрещение дискриминации).
В материалах суда отмечается, что приемные родители начали процедуру оформления документов с 2010 по 2012 год и не успели завершить ее на момент вступления закона в силу. К тому моменту у многих детей уже сложились отношения с приемными семьями.
За нарушение Конвенции Страсбургский суд присудил заявителям €75 000 евро, по €3000 каждой семье. Кроме того, российской стороне придется компенсировать судрасходы, в общей сложности составившие $14 500.
Судья от России Дмитрий Дедов при этом в особом мнении указал, что проблема усыновления в России – "структурная социальная проблема, вызванная деградацией ценностей и недостаточной социальной ответственностью". Ее "невозможно решить ни международным усыновлением, ни политическим давлением", отметил он. В целом же Дедов раскритиковал идею усыновления российских детей зарубежными семьями: "После вступления закон в силу система усыновления в России претерпела изменения, и результаты были положительными: возрасло число детей, усыновляемых внутри страны... Международное усыновление само по себе должно быть точечным (limited and precise in nature – ред.)... международное усыновление – крайняя мера на случай, когда... дети остаются без родителей и надлежащего ухода. В России такой ситуации не было".
"Закон Димы Яковлева" вступил в силу 1 января 2013 года. Он получил свое название по имени двухлетнего мальчика из России, который погиб в 2008 году в США из-за того, что приемный отец оставил его в закрытом автомобиле на солнцепеке. Закон запретил гражданам США усыновлять российских детей и последовал за так называемым "актом Магнитского" – запретом на въезд в Соединенные Штаты для ряда российских чиновников, который запретил въезд в США ряду российских чиновников и предполагал заморозку их счетов.