Сегодня Конституционный суд постановил, что решение Страсбурга о выплате компенсации в €1,8 млрд бывшим акционерам ЮКОСа нарушает положения Основного закона РФ, а потому власти не обязаны его исполнять, но могут сделать это на основании "доброй воли". Последние выводом КС довольны, в Совете Европы к нему отнеслись настороженно, а юристы напоминают, что Россия – не первая, кто отказывается придавать позиции ЕСПЧ высшую силу.
Позиция КС
Два года назад Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить экс-акционерам ЮКОСа беспрецедентную компенсацию за нарушение их прав при банкротстве нефтекомпании. Минюст посчитал, что своим решением Страсбург нарушил принцип справедливости и юридического равенства, и КС встал на сторону российских властей. Озвучивая постановления, председатель КС Валерий Зорькин отметил, что суд готов к поиску правомерного компромисса, оставляя за собой установку его границ в пределах Основного закона. "Постановление ЕСПЧ не отменяет для России приоритет Конституции", – заявил он. Таким образом, государство вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию.
ЮКОС уклонялся от налогов в "беспрецедентном масштабе", а это "угрожало принципам" демократического правового государства. Поэтому власти были вынуждены действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, чтобы противодействие недобросовестных налогоплательщиков могло быть преодолено. "Наличие в деятельности ЮКОСа масштабных схем уклонения от уплаты налогов не отрицал и ЕСПЧ. В этом контексте выплата акционерам компании беспрецедентной суммы из бюджетной системы, которая не получала от нее огромные налоговые платежи, необходимые для выполнения публичных обязательств перед гражданами России, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости", – говорится в позиции КС. Не исключил суд и того, что Россия "на основе доброй воли вправе произвести определенные выплаты бывшим акционерам компании", пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента, за счет вновь выявляемого имущества ЮКОСа (см. "Конституционный суд разрешил не платить компенсацию бывшим акционерам ЮКОСа").
При этом Зорькин сообщил, что у судей КС есть особые мнения относительно решения. "Обычно не принято разглашать тайну совещательной комнаты… Но есть два особых мнения, если высказавшие их судьи не передумают", – сообщил он журналистам, отвечая на вопрос, единогласно ли было принято решение.
Реакция властей
Минюст доволен выводом КС, но называет саму ситуацию исключительной, поскольку к подобному механизму ведомство "прибегало всего два раза". "Это происходило в тех случаях, когда правовые позиции ЕСПЧ вступали в прямое противоречие с положениями основного закона РФ", – цитирует "Интерфакс" заместителя министра юстиции Георгия Матюшкина (речь идет о решении КС по делу "Анчугов и Гладков против России" – прим.). По его мнению, отказ выполнять вердикт Страсбурга никак не повлияет на российский бизнес за рубежом, в том числе и на рассмотрение исков в международных судах. Замглавы Минюста добавил, что Конвенция по правам человека не предусматривает никаких санкций со стороны Европейского суда. Но Group Menatep Limited (GML), представляющая интересы ЮКОСа, не согласна с таким мнением: в компании уже заявили, что решение КС нарушает Конвенцию и демонстрирует неуважение РФ к верховенству закона.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не стал комментировать постановление, лишь заметив, что это вопрос "исключительно судебный. "Разумеется, Россия полностью защищает и продолжит в юридическом плане отстаивать свои интересы", – сказал он журналистам, отвечая на вопрос, будет ли государство добровольно выплачивать средства по иску. В Совете Европы, комментируя ситуацию, сообщили, что намерены подробнее изучить решение КС, после чего будет высказана позиция, передает "РИА Новости". Однако там не скрывают озабоченности ситуацией.
КС противостоит экспансии ЕСПЧ
Решение КС ожидаемо с точки зрения политических настроений, говорит адвокат "Делькредере" Антон Демченко. Несмотря на то, что оно вызовет негатив со стороны Совета Европы, в данном случае позиция КС имеет реальное правовое обоснование и направлена на защиту бюджета, поскольку речь идет о выплате беспрецедентных сумм, подчеркивает юрист. "Исполнение такого решения не отвечало бы принципу "равенства и справедливости", – объясняет Демченко. – Решение ЕСПЧ имеет ряд технических недостатков – например, не был исследован вопрос о надлежащем истце. Кроме того, КС указал, что может осуществить добровольные выплаты акционерам ЮКОСа, чем может быть достигнут определенный баланс интересов".
Учитывая возрастающую экспансию ЕСПЧ, для КС суда было важно установить механизм, который бы предотвратил исполнение актов международных юрисдикционных органов, входящих в противоречие с основными принципами, закрепленными в Конституции, считает адвокат адвокат "Хренов и партнеры" Александр Костин: "Такова была цель, преследуемая законодателем, при принятии поправок в закон "О Конституционном суде", наделившими Минюст и КС соответствующими полномочиями" (см. "Путин подписал закон о новом формате постановлений КС"). Юристы отмечают, что ряд стран также не признает высшую силу решений ЕСПЧ. Такая ситуация складывается в Германии, Австрии, Великобритании, Италии. Вместе с тем ситуация сможет породить волну критики в адрес РФ и укрепление "санкционных настроений".