ПРАВО.ru
Новости
30 марта 2017, 15:56

"Ведомости": почему обесцениваются юридические дипломы

"Ведомости": почему обесцениваются юридические дипломы

С 2018 года от судебных приставов-исполнителей начнут требовать дипломы о высшем юридическом образовании. Такое же условие с 2006 года стоит для секретарей судебного заседания. "Ведомости" спросили спросили социологов, к чему это приведет.

Дипломы юристов в 2012 году выдавали в России 938 вузов, более половины студентов которых учились заочно. Скоро такая форма обучения будет или сильно сокращена, или полностью устранена: государство проводит политику улучшения качества юридического образования. Стало быть, дипломированных юристов должно становиться меньше, и их ценность должна возрастать. Однако количество должностей, для которых нужно высшее юридическое образование, только увеличивается, и спрос на некачественное образование остается высоким. 

Сегодня диплом о высшем юробразовании нужен секретарям судебного заседания, участковым полиции, а с 2018 он понадобится и приставам-исполнителям. По мнению научных сотрудников Института проблем правоприменения при Европейском университете Санкт-Петербурга Тимура Бочарова и Арины Дмитриевой, нет необходимости обязывать представителей всех этих профессий получать высшее образование. Во всех случаях было бы достаточно техникумов или курсов введения в профессию. Потому что никому их них не требуется знание всей программы юридического вуза, а зарплата на этих местах слишком маленькая для человека с высшим образованием.

Бочаров и Дмитриева не уверены, что высшее юробразование нужно, например, участковым, которые часто занимаются шаблонной работой, вроде написания "отказных" постановлений по результатам проверки звонка или заявления гражданина о совершении преступления. Социологи утверждают, что на деле большинство таких постановлений пишутся "под копирку", но формальным обоснованием требования диплома юриста для участковых, введенного в 2011 году, служит то, что им надо уметь правильно юридически квалифицировать события, усматривать состав преступления. "Теперь в участковые, в которые и так не стояла очередь, совсем трудно найти подходящих людей", – резюмируют исследователи. Что касается приставов, то они работают преимущественно с законом об исполнительном производстве, и для чего им необходим весь объем знаний, который могут предоставить на юрфаке, тоже непонятно.

Похожая ситуация и с секретарями судебных заседаний. С 2006 года на эту должность не берут людей без высшего юридического образования. Но так ли оно необходимо? Бочаров и Дмитриева указывают, что "в отличие от помощника судьи секретарь судебного заседания практически не сталкивается в своей работе с содержательными юридическими задачами". Он рассылает повестки, оформляет и передает документы, ведет протокол судебного заседания, для составления которого якобы и нужно юробразование, чтобы отражать в нем важные правовые моменты. Авторы статьи с этим спорят, указывая, что, во-первых, до 2006 года не юристы успешно справлялись с протоколами, а во-вторых, вскоре аудио- и видеопротоколы приобретут преимущества над "бумажными".

Конечно, такая работа дает юридический стаж, но она малооплачиваемая, хотя очень трудоемкая. Чтобы привлечь молодых людей, ведомства мотивировали их тем, что через пять лет работы секретарем можно стать судъей, и это работало. Но не всегда секретаря через пять лет сажают в кресло судьи, в некоторых судах места нужно ждать намного дольше. При этом зарплата таких сотрудников остается стабильно низкой (примерно от 15 000 руб.) и в ближайшие три года, если верить утвержденному бюджету, не повысится (см. "В ближайшие три года вырастет заработок судей, но не сотрудников аппарата"). Все это ведет к тому, что текучка секретарских кадров на местах может достигать 400%, эту цифру еще в прошлом году озвучивал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Такая тенденция всерьез беспокоит судейское сообщество и мешает качественной работе (см. "Итоги пленарного заседания Совета судей: объединение судов – не самый важный вопрос"). Один из способов решения финансовой проблемы – принятие закона о государственной судебной службе, который уже внесен в Госдуму (см. "Лебедев внес в Госдуму законопроект о государственной судебной службе").