Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова считает необходимым законодательно определить предельные сроки содержания под стражей подсудимых после передачи их дела в суд. Такая инициатива содержится в докладе об итогах работы омбудсмена за 2016 год, который опубликовала "Российская газета".
"Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает запрет на содержание под стражей на стадии расследования уголовного дела свыше 18 месяцев. Однако законодатель не предусмотрел максимальные сроки содержания под стражей подсудимого с момента передачи уголовного дела в суд", – подчеркивается в документе. Москалькова добавляет, что бывают ситуации, когда граждане, чью вину еще признал суд, находятся под стражей в течение нескольких лет. Омбудсмен приводит пример, когда мужчина, ожидая приговор, содержался в СИЗО семь лет.
Москалькова напоминает, что ЕСПЧ усматривает в таких случаях нарушение Европейской конвенции по правам человека. "В связи с изложенным уполномоченный полагает, что в законодательстве должны быть установлены предельные сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения и на стадии судебного разбирательства дела", – говорится в докладе.
Омбудсмен также считает непонятной ситуацию, связанную с задержкой принятия законопроекта, которым предлагается зачитывать время нахождения лица под стражей в срок отбывания наказания. Эту инициативу еще в 2008 году внес в Госдуму председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Он предлагал считать день в изоляторе за полтора для тех, кого отправили в колонию общего режима, и за два дня для тех, кто будет отбывать срок в колонии-поселении.
Первое чтение законопроект прошел лишь через семь лет после внесения (см. "День в СИЗО за 1,5 дня колонии – в Госдуме договорились о новых правилах для осужденных"). В ноябре прошлого года парламентарий пообещал возобновить работу над документом (см. "В Госдуме снова хотят пересчитать сроки, проведенные в СИЗО").