За первые шесть месяцев этого года на 64% возросло число жалоб на некорректное взыскание долгов коллекторами, банками и МФО - этому не помешало вступление в силу с 1 января профильного закона, призванного защитить граждан от произвола взыскателей.
"Коммерсантъ" пишет, что за полугодие насчитывается 213 жалоб на грубое общение, угрозы жизни и здоровью, порчу имущества со стороны коллекторов. В среднем, по итогам 2016 года их доля составляла 10%, а в июне возросла до 19%. Чаще всего жалобы приходятся на микрофинансовые организации (МФО) и связанных с ними взыскателей, которые работают вне закона и не состоят в реестре Федеральной службы судебных приставов. В этой области лидером стала УК "Деньга" и взыскивающее в его пользу долги коллекторское агентство "Константа" (168 жалоб). Следом идут МФО "Кредит 911" и не состоящие в госреестре коллекторы "ЭфСи Менеджмент", "Закон и порядок" и "Троя" - 83 жалобы, а замыкают тройку "Росденьги".
Проектом ОНФ "За права заемщиков" провел мониторинг, который показал, что "антиколлекторский" закон не привел к желаемым результатам: работа правоохранителей по отношению к хулиганским методам никак не изменилась - незначительно оштрафованы лишь несколько агентств вне реестра за незаконную деятельность. Не помогает решить проблему принятый и вступивший в силу с 1 июля стандарт саморегулируемых организаций (СРО) МФО по защите прав потребителей финуслуг, поскольку Центробанк не вправе ограничивать кредиторов в передаче долгов третьим лицам. Однако регулятор просит повременить с выводами: на данный момент "еще недостаточно правоприменительной практики, которая покажет, какие уточнения необходимо внести, чтобы выравнять права и обязанности кредитора и коллектора по взысканию".
По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, за прошлый год банки продали профессиональным взыскателям 486 млрд руб. долгов – на 10% больше, чем в 2015-м. Одновременно с этим за первые шесть месяцев 2017 года объемы продаваемых долгов сократились почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Несмотря на то, что сейчас коллекторам запрещено общаться с должниками чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц (см. "Как это работает: новые правила для коллекторов"), банки придумали, как обойти запрет. Дело в том, что закон позволяет должнику и заемщику оформить соглашение о том, что кредитор вправе сам определять периодичность их общения. Кредитные организации, в числе которых "МКБ", "Тинькофф-банк" и банк "Восточный", пользуются этой лазейкой: еще до возникновения просрочки они прописывают себе подобные полномочия – сразу в кредитном договоре либо в дополнительном соглашении к нему (см. "СМИ: банки нашли возможность для неограниченного общения с должниками").