Арбитражный суд Башкирии отклонил ходатайство "Системы" об оставлении искового заявления по делу о реорганизации "Башнефти" без рассмотрения. На своем сайте финансовая корпорация указала три причины, почему судья Ирина Нурисламова должна была удовлетворить просьбу: все они сводятся к тому, что у ни у одного из истцов нет полномочий на участие в споре.
АФК утверждает, что "Роснефть" не имела права подавать иск на 170,6 млрд руб. - в постановление Пленума Верховного суда от 23 июля 2015 года № 25 говорится, что:
Участник корпорации, обращающийся в установленном порядке от имени корпорации в суд с требованием о возмещении причиненных корпорации убытков, … в силу закона является ее представителем, … а истцом по делу выступает корпорация
Д. ю. н., профессор УрГЮА Владимир Ярков также пишет, что "<...> для предъявления косвенного иска судебным представителем – физическим лицом от имени акционера дочернего общества – юридического лица необходимо наличие специального указания на возможность действовать в арбитражном процессе в интересах юридического лица, в пользу которого предъявляется косвенный иск". Но в формулировке доверенности представителя "Роснефти" написано, что он обязуется совершать от имени компании в том числе защиту ее прав и законных интересов.
Нет полномочий на иск и у Минземимущества РБ, продолжает "Система": доверенности от имени министерства должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации (ст. 61 АПК). В документе этого нет.
Аналогичная ситуация обстоит и с "Башнефтью": в ее уставе подчеркивается, что к компетенции Совета директоров относятся вопросы, в том числе касающиеся выработки позиции общества по корпоративным конфликтам. Однако Совет подобного решения в рамках иска, заявленного "Роснефтью", не принимает. Закрепляет позицию "Системы" выдержка из работы профессора Яркова, где отмечается, что единоличный исполнительный орган не вправе самостоятельно вырабатывать позицию по корпоративному конфликту.
На судебном заседании истцы заявили, что являются представителями в силу закона. В частности, представитель Минземимущества пояснил, что министерство является одновременно и госорганом, и юрлицом - поэтому требование о печати на них не распространяется (см. "Роснефть" и "Башнефть" против "Системы": онлайн-трансляция пятого заседания").