Судебная практика по спорам об оспаривании протоколов административных нарушений, составляемых приставами в отношении коллекторских агентств, показывает, что взыскатели могут добиться отмены предъявленных к ним претензий, пишет "Коммерсантъ".
За полгода работы закона о взыскании долгов физлиц ФССП направила в суды 266 таких документов, рассмотрев порядка 5000 жалоб граждан на нарушения со стороны коллекторов. Суды в свою очрередь рассмотрели за отчетный период 91 протокол и оштрафовали 35 компаний и 29 сотрудников на 2,5 млн руб. (см. "С начала года ФССП оштрафовала коллекторов на 2,5 млн руб."). При этом Национальная ассоциация коллекторских агентств подсчитала, что служители Фемиды вынесли 23 решения об отказе в привлечении взыскателей к ответственности. Глава НАПКА Борис Воронин считает, что причина тому плохая проработка профильного закона как в части терминологии, так и в части механизмов его исполнения, в результате чего на суды легла задача истолковывать самые неоднозначные статьи.
По словам зампредправления "Сентинел Кредит Менеджмент" Александра Савинова, например, непонятно, что считать нарушением количества телефонных контактов и СМС с должниками, поскольку эти понятия четко не определены, хотя именно они служат основанием для составления большей части протоколов. "Судьи согласились с нашим мнением, что телефонные переговоры являются как минимум диалогом двух абонентов – кредитора и должника – касательно вопроса погашения задолженности, – объясняет Савинов. – И что сегментирование длинных сообщений, имеющих логически связанный текст, и их одномоментная отправка не влечет нарушений закона по интенсивности взаимодействия с должником".
Участники рынка не сомневаются, что формирование положительной судебной практики спровоцирует оспаривание ранее вынесенных с подачи ФССП решений. Во многих случаях дела пока не дошли до апелляции, поэтому коллекторы начнут их с успехом обжаловать, говорит гендиректор "Секвойя Кредит Консолидейшн" Алексей Терский. Но окончательно разобраться со спорной ситуацией помогут поправки к закону о коллекторах, хотя ожидать их раньше следующего года не стоит, признает Воронин.
За прошлый год банки продали профессиональным взыскателям 486 млрд руб. долгов, подсчитали ранее в НАПКА. Одновременно с этим за первые шесть месяцев 2017-го их объемы сократились почти на треть. Сейчас коллекторам запрещено общаться с должниками чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц (см. "Как это работает: новые правила для коллекторов"), но банки смогли обойти запрет: закон позволяет заемщику оформить соглашение о том, что кредитор вправе сам определять периодичность общения с ним. Кредитные организации пользуются этой лазейкой: еще до возникновения просрочки они прописывают себе подобные полномочия – сразу в кредитном договоре либо в дополнительном соглашении к нему (см. "СМИ: банки нашли возможность для неограниченного общения с должниками").