Басманный районный суд города Москвы избрал меру пресечения в виде домашнего ареста до 19 октября для режиссера Кирилла Серебренникова, обвиняемого в похищении 68 млн руб., которые были выделены из бюджета на реализацию проекта "Платформа".
У здания суда собралось несколько сотен человек, желающих поддержать Серебренникова – в основном бывшие и нынешние сотрудники "Гоголь-центра", а также известные режиссеры, актеры и журналисты. Люди заняли проезжую часть, полицейские попросили её освободить, но безуспешно. В здание суда пускали только операторов и репортеров с камерами. Во время судебного заседания толпа скандировала "Кирилл! Кирилл!" и аплодировала во время выступлений адвоката и самого обвиняемого.
Следственный комитет запросил для режиссера домашний арест в качестве меры пресечения. Обосновывая необходимость такой меры, следствие ссылалось на показания бывшего директора «Седьмой студии» Юрия Итина и бухгалтера Нины Масляевой, а также указало на имеющиеся у режиссера вид на жительство и имущество в Латвии. Кроме того, по мнению следствия, раз свидетелями по делу являются бывшие подчиненные Серебренникова, он может оказать на них воздействие, в том числе "угрожать" им. Представитель СК также заявил, что у ведомства имеются данные об уничтожении Серебренниковым доказательств совершенного преступления, а также выразил опасения, что, оставаясь на свободе, он продолжит это делать.
Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов попросил суд освободить режиссера под поручительство Натальи Солженициной, гендиректора Большого театра Владимира Урина и многих других деятелей культуры. Он назвал ходатайство следователей "незаконным" и сослался на постановление пленума Верховного суда, в котором четко разъяснено, что следствие обязано четко обосновать намерение обвиняемого или подозреваемого скрыться, а наличие вида на жительство в другой стране таким обоснованием не является. Адвокат предложил суду отпустить режиссера под залог в размере 68 млн руб. – суммы, которая, по мнению следствия, была похищена.
Кинорежиссер Андрей Смирнов во время допроса заявил, что уголовное дело, а также приведенные следствием аргументы "характеризуют не Серебренникова, а работу Следственного комитета". Его коллега по цеху Алексей Мизгирев охарактеризовал Серебренникова как "очень честного человека, для которого не существует ничего, кроме работы", а также заявил, что не сомневается в том, что "правда – за Кириллом". Ирина Прохорова также назвала режиссера "кристально честным человеком" и "абсолютным бессребреником". Все они выразили готовность поручиться за Серебренникова, а Прохорова предложила внести за режиссера залог.
Сам Серебренников также попросил судью отпустить его и назвал предъявленные обвинения "невероятными и абсурдными", а также отметил, что он не собирается скрываться от следствия, а домашний арест помешает его работе. Он заявил, что гордится своей работой [над проектом "Платформа"] и что ни он, ни его сотрудники ничего не воровали.
Судья Елена Ленская, однако, удовлетворила ходатайство следователей и постановила назначить соответствующую меру пресечения сроком до 19 октября. Судья заявила, что не находит оснований для применения мягкой формы пресечения и отклонила ходатайство защиты. Домашний арест режиссер будет отбывать в своей квартире на Пречистенке.
Напомним, вчера режиссер был задержан на съемках своего фильма и доставили в следственный комитет на допрос. Он стал еще одним обвиняемым по уголовному делу о хищениях бюджетных денег, выделенных на проект "Платформа". Сам Серебренников свою вину не признает и называет обвинение "абсурдным" (см. "Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в крупном мошенничестве"). В СПЧ назвали задержание режиссера "излишней мерой", такое же мнение высказал Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Вечером того же дня Серебренникову были предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК – мошенничество в особо крупном размере (см. "Режиссеру Кириллу Серебренникову предъявили обвинение").